Законодатели по-прежнему пытаются делать вид, что судостроительная отрасль им не безразлична. В последнее время появилось сразу несколько законотворческих инициатив, призванных вывести корабелов из кризиса. Но сами участники рынка уже почти не верят в действенность каких-то программ: практически все начинания ранее оставались полумерами либо пополняли список невыполненных обещаний.
Верфям обещают золотые горы В этот раз проекты нормативных актов появились наверняка не без рекламной цели: отдельные политические силы уже не упустили возможности "попиарить" вокруг них своих лидеров. Да и сама формулировка программы имеет претензии на то, чтоб не остаться незамеченной. Напомним, в апреле в парламенте был зарегистрирован, а 6 июня поддержан депутатами в первом чтении проект закона "О проведении экономического эксперимента по государственной поддержке судостроительной отрасли". Эксперимент подразумевает, что меры поддержки будут введены лишь на определенный период (на 5,5 лет, до 2018 года) и по определенным параметрам.
Среди мер, которыми парламентарии предложили поддержать верфи - освобождение от уплаты налога на прибыль не только от основной деятельности (такая норма сроком на 10 лет уже содержится в Налоговом Кодексе), но и от проведения научно-исследовательских, конструкторских работ для отрасли. Также в случае принятия закона возможно упрощение автоматического возмещения НДС, освобождение от обложения НДС некоторых импортных комплектующих, необходимых для постройки судов, списание штрафных санкций на налоговую задолженность, возникшую на дату вступления в силу закона (по плану - 1 июля 2012 года). Помимо этого законопроект предусматривает реструктуризацию сроком на 60 месяцев всей суммы налоговой задолженности предприятий судостроительной отрасли.
Законопроект об экономическом эксперименте предполагает внесение изменений в ряд существующих нормативных актов (законы о госзакупках, об исполнительном производстве и некоторые другие). В поддержку этого документа его авторы ("регионалы" Владимир Наконечный и Юрий Каракай) зарегистрировали еще два проекта закона - о внесении изменений в Налоговый и Таможенный Кодекс. Первый необходим для реализации в случае его принятия тех норм закона об экономическом эксперименте, которые касаются налоговых льгот. Второй предлагает освободить от ввозных пошлин материалы, оборудование и комплектующие, которые ввозятся предприятиями судостроительной отрасли из-за рубежа и не производятся на территории Украины.
Много шума - и ничего Все эти предложения звучат, разумеется, многообещающе. Государство не оказывает никакой поддержки судостроительной отрасли с 2005 года. В период между 2001-2005, когда действовал закон "О мерах господдержки судостроительной промышленности Украины", льготы заводам действительно предоставлялись - не "на бумаге", а с учетом их в законе о бюджете. Корабелы считают, что именно в это время отрасли был дан хороший толчок для развития. Благодаря особому льготному режиму заводам удалось провести некоторую модернизацию, сформировать хороший портфель заказов и даже преодолеть убыточность. Более 80% всех привлеченных верфями в 2001-2010 годах инвестиций выпало именно на 2001-2005 года (свыше 50 млн долл.).
Когда при работе над Налоговым Кодексом в 2010 году лишь начал обсуждаться вопрос о возобновлении льгот для судостроительных предприятий, это вызвало протесты среди лоббистов от других отраслей, добивающихся преференций для себя. Но критики могут быть спокойны: кодекс практически проигнорировал судостроителей, сведя к минимуму все обсуждаемые меры поддержки. По информации ассоциации судостроителей "Укрсудпром", в итоговом документе содержится лишь 4 из 23 предложений, выдвинутых представителями отрасли. В законодательстве не нашли отражения инициативы по отмене ввозных пошлин на импортное оборудование для потребностей корабелов, упразднению НДС при ввозе комплектующих для плавсредств на сумму до трети себестоимости судна, предложения по возобновлению специальных экономических зон для судостроительных предприятий и многие другие. То, что было все же учтено - норма об отмене налога на прибыль, который до этого составлял 19%, на срок до 10 лет.
Кстати, тот же Налоговый Кодекс ярко демонстрирует пример того, что чаще всего лучшие инициативы, даже если они находят поддержку и включаются в конечный документ, годами остаются бездейственными из-за каких-то недоработок, проволочек или несогласованности с другими нормативными актами. Так, в переходных положениях главного налогового документа был предусмотрен специальный режим оплаты НДС при импорте отдельных групп товаров, закупаемых для строительства судов. При этом в законе содержалась ремарка, что перечень продукции, к которой может применяться этот режим, должен быть утвержден отдельным постановлением Кабмина. Но более года такой перечень просто отсутствовал, и норма не могла вступить в силу. Только сейчас Кабмин частично исправился, утвердив, правда, несколько иной перечень оборудования, по которому могут не уплачиваться импортные пошлины. В перечень попало более 40 позиций, связанных с постройкой плавсредств.
То, что законопроект об экономическом эксперименте уже одобрен депутатами хотя бы в первом чтении, уже дарит некоторую надежду на возобновление мер поддержки отрасли. Хотя стоит также напомнить, что за последние годы ни одна подобная инициатива из множества не была реализована до конца. В прошлом году парламентарии отказались поддержать два законопроекта, нужных судостроителям - один о продлении мер поддержки (которая на деле существовала лишь формально и должна была закончиться в 2012 году) до 2016 года, а другой о существенном расширении мер этой поддержки. После судостроение было отмечено в Программе экономического и социального развития Украины на 2012 год, разработанной Минэкономики (также пока существует в виде законопроекта). Программа ставила довольно амбициозные задачи - нарастить объем производства в отрасли на 35% за счет постройки минимум 30 полноценных судов и ремонта более 100 единиц флота. Правда, документ умолчал о том, что для отрасли вырасти на 35% - это лишь частично отыграть потери 2011 года. Он оказался далеко не самым удачным для корабелов. Так, по данным Госкомстата, если в 2010 году отечественные верфи экспортировали продукции на сумму 130 млн долл., то в 2011 объем экспорта упал до 35 млн долл. Отметим, что еще в 2009 объем реализации украинских корабелов составил 238,2 млн долл. (более 80% заказов ушло за рубеж).
Для реализации целей программы в ней было предусмотрено 780 млн грн из госбюджета для поддержки судостроителей, часть из которых планировалось направить на компенсацию процентов по кредитам для судостроительных предприятий. Стоит ли говорить, что в госбюджете на 2012 год такие меры не предусмотрены. Единственное, что учел этот документ - программу строительства корветов на Черноморском судостроительном заводе, на реализацию которой в этом году выделено 466 млн грн.
Не субсидии, а правовое поле Хотя прямые дотации из бюджета - это вовсе не то, чего сейчас просят судостроители от государства. "Спасти отрасль могут только специальные регуляторные условия. Мы понимаем, что на прямые дотации с нашим бюджетом корабелам рассчитывать не приходится", - говорит вице-президент ассоциации "Укрсудпром" Виктор Лисицкий. Правда, по его словам, именно благодаря прямым дотациям для судостроителей таким странам, как Южная Корея, Япония и Китай удалось дать настолько сильный толчок своей экономике, что впоследствии они вошли в "большую двадцатку". "А теперь те же страны, которые всегда дотировали свои верфи, всячески пытаются заблокировать принятие любых протекционистских мер в Украине", - уверен Лисицкий. Именно с кулуарными требованиями МВФ и структур из группы Всемирного Банка эксперт связывает полный провал всех инициатив, которые выдвигались в последние годы в отношении судостроения.
Сами корабелы на все "движения" в направлении их поддержки пока смотрят довольно скептически. Так, по словам председателя набсовета АО "Судостроительный завод "Залив" Николая Кузьменко, пока реальной пользы для себя в подобном законотворчестве завод не видит. "Утвержденный Кабмином перечень продукции, которая ввозится в Украину для потребностей судостроительной отрасли без уплаты таможенных пошлин, коснулся только государственного судостроительного завода "Море". Почему так вышло - нам не известно, поскольку изначально планировалось, что норма коснется всех судостроителей, это закреплено в положениях Таможенного Кодекса", - говорит представитель предприятия, выражая надежду, что эта неточность все же будет исправлена в ближайшее время, и действие постановления расширят на все предприятия. С другой стороны, говорит Куьменко, наличие ввозной пошлины на оборудование, которая составляет сейчас не более 3-5%, не так обременительна для предприятия, как, скажем, 20% НДС на ввезенные комплектующие. "Его пока никто отменять не собирается. Что уж говорить о долге государства по возмещению экспортного НДС, который является прямым вымыванием оборотных средств с предприятия-экспортера", - добавляет руководитель. На данный момент по "Заливу", по его словам, он составляет более 50 млн грн. "Причем налоговые органы отказываются его признавать, и вопрос приходится решать через суд", - подводит итог Николай Кузьменко.
На самом же деле даже отмена пошлин и НДС на импортные комплектующие могли бы стать существенным подспорьем для корабелов в развитии. Сейчас они активно пытаются выходить на рынок полнокомплектных судов, правда, по данным "Укрсудпрома", доля заказов "под ключ" в общем объеме производства пока очень незначительна. Основная часть продукции - по-прежнему корпуса и корпусные конструкции. Но сохраняющийся вопреки всему интерес отдельных иностранных заказчиков к нашим судам, а также активность лоббистов, пытающихся пресечь на корню все предпосылки для развития отрасли, оставляют надежду на то, что в нас еще видят потенциальных конкурентов в нише глобального судостроительного бизнеса.