Когда инженерная мысль сталкивается со сложными, казалось бы, невыполнимыми задачами, на свет рождаются невероятные технические решения. Транспорт - не исключение в этом смысле. Например, когда перед судостроителями встает вопрос, как перевезти негабаритный груз, найти залежи нефти под морским дном или построить ветряную ферму посреди моря - появляются плавсредства, которые переворачивают представления о судоходстве и частенько выглядят так, будто бросают вызов законам физики (но это только с виду!).
ЦТС подобрал топ-10 максимально странных и необычных судов, а также судов-рекордсменов. Разумеется, этот список далеко не полный, и судостроителям со всего мира еще найдется чем поразить обывателей, но и в представленном чарте есть чему удивиться.
"Плавающий утюг"
На самом деле, это научно-исследовательское судно, используемое в поиске ископаемых и сейсмологической разведке. На фото - судно из группы Ramform, получившей "народное" название благодаря своей форме.
Каким образом происходит разведка и зачем нужная такая странная форма? Простыми словами, широкая корма такого судна является устойчивой и безопасной платформой, на которой сосредоточено практически все геофизическое оборудование. Из задней части корпуса судна растягиваются шланговые сейсмоприемные косы (так называемые стримеры с расположенными на них микрофонами). Длина стримеров может достигать 9,5 км, а их количество - до 20 штук. Буксируя их на определенной стабильной скорости, судно регистрирует звуковые колебания, обработка которых позволяет, в частности, выявлять месторождения нефти под морским дном. Широкая корма судна также важна для уменьшения качки и толчков в море, что необходимо для корректного сбора данных.
Мировым лидером в области промышленной морской сейсморазведки является компания Petroleum Geo-Services, исследующая в основном Северное море у берегов Норвегии. Шесть ее морских судов группы Ramform построены на верфях Aker Yards.
Полупогружной тяжеловес
На фото - BOKA Vanguard (ранее Dockwise Vanguard) полупогружное тяжеловесное судно, разработанное для перемещения морских нефтегазовых объектов, но также способное перевозить другие суда и действовать как плавучий док. Это самое большое из когда-либо построенных судов подобного типа - оно способно перевозить грузы весом до 110 тыс. тонн.
Dockwise Vanguard имеет плоскую палубу без носовой части. Размеры палубы - 70 на 275 м. Конструкция позволяет судну брать грузы, которые длиннее и шире его палубы, а сама палуба полностью водонепроницаема, что необходимо для безопасного погружения. Все это помогает BOKA Vanguard поднимать суда или оборудование из воды, перемещать и помещать их в воду.
Когда балластные цистерны судна заполнены, его палуба находится на глубине до 16 м от поверхности, что позволяет обрабатывать грузы с глубокой осадкой. Судно также можно загружать с пристани, а крупногабаритные грузы возможно буксировать на борт по рельсам.
Первым грузом BOKA Vanguard была нефтяная платформа Malo, которую судно переместило с верфи Samsung Heavy Industries в Южной Корее в Мексиканский залив. При весе 53 тыс. тонн Malo - самая большая полупогружная плавучая нефтяная платформа из когда-либо построенных.
Танкер-соковоз
Теперь поговорим о судне, не примечательном внешне, но весьма неожиданном по предназначению, а именно - о танкере-соковозе. В широкой массе люди привыкли считать, что танкеры перевозят в основном нефть и нефтепродукты, но на самом деле не только. Вспомнить хотя бы танкеры, занимающиеся транспортировкой растительного масла. Существуют также танкеры для доставки вина (точнее, заготовки для него), а есть - такие, которые перевозят сок! В данном случае - апельсиновый.
На фото выше - судно Orange Ocean. Его владельцем (как и еще 9 подобных судов) является Atlanship SA, компания со штаб-квартирой в Швейцарии, которая специализируется на перевозке охлажденного свежего и концентрированного апельсинового сока. Размеры данного танкера, построенного верфью Hyundai Mipo (Южная Корея), 170 м в длину, 26 м в ширину; дедвейт - 22 918 тонн.
Суда-соковозы обычно имеют 4 или 5 грузовых танков цилиндрической формы для сока, изготовленных из нержавеющей стали. Рабочая температура в танках во время перевозки продукта, -1 градус Цельсия для неконцентрированного охлажденного сока и -10 градусов Цельсия для замороженного концентрата. Танки имеют скошенное дно для лучшей эффективности выгрузки сока. Поскольку сок - пищевой продукт и возить его нужно в стерильной посуде, после выгрузки танки и магистрали промывают, а затем дезинфицируют - например, спиртом.
Плавкран-великан
Sleipnir - самое большое в мире судно - плавучий кран. Построенное в Сингапуре верфью Sembcorp Marine, оно принадлежит компании Heerema Marine Contractors (штаб-квартира которой расположена в Нидерландах). Оно отправилось в свой первый рейс в июле 2019 года.
Согласно скандинавской мифологии, Слейпнир - это восьминогий конь верховного божества скандинавского пантеона Одина. Такое название неслучайно, ведь внешне краны, установленные на судне, действительно напоминают изящные ноги скакуна в движении.
Sleipnir - полупогружной плавкран, предназначенный для работы на крупных шельфовых проектах - установки и монтажа отдельных конструкций буровых платформ, ветроэлектрогенераторов. Всего на судне установлены два мощных поворотных крана грузоподъемностью до 10 тыс. тонн каждый.
Сравнение Sleipnir с колесом обозрения London Eye
О габаритах: длина судна составляет 220 м, ширина - 102 м, длина рабочей палубы - 180 м, ширина рабочей палубы - 97,5 м, осадка - 12-32 м.
На палубе Sleipnir может быть размещен груз суммарной массой 20 тыс. тонн, максимальная допустимая нагрузка на Heavy Lift площадке составляет 15 тонн на кв. м, на главной палубе - 10 тонн на кв. м. Общая площадь палубы - 12 тыс. кв. м.
Также имеется вертолетная площадка диаметром 28 м, позволяющая принимать вертолеты типа Augusta Westland EH101 или Sikorsky S-92.
Судно вверх тормашками
RP FLIP - уникальное судно, созданное в 1962 году для изучения звуковых волн, акустических сигналов под водой, температуры воды, ее плотности и высоты волн в океане. Является собственностью ВМС США и имеет примечательную особенность - может перевернуться перпендикулярно к водной поверхности и погрузиться кормовой частью, оставив над водой только носовую часть. В вертикальном положении судно остается чрезвычайно устойчивым.
Название судна расшифровывается как FLoating Instrument Platform - плавучая инструментальная платформа. Аббревиатура FLIP звучит как английское слово "кувырок" или "сальто", что, в принципе, довольно точно отображает особенность этого плавсредства.
Длина корпуса судна составляет 108 м. Во время исследований, когда оно переворачивается, над водой остаются только 17 м его носовой оконечности. Датчики исследовательской аппаратуры, естественно, расположены в кормовой части, которая и погружается в воду.
При этом, FLIP не имеет собственного двигателя и может перемещаться только с помощью буксира. Сохранение положения в воде обеспечивается с помощью якорей, выбрасываемых тремя стрелами, расположенными в носовой части, а также небольшого гребного винта в средней части судна.
Любопытно выглядят и жилые помещения на FLIP: все бытовое оборудование выполнено так, что его можно использовать при обоих положениях судна. Например, койки экипажа и ученых закреплены на поворотном механизме и могут фиксироваться в двух положениях. То же самое относится к оснащению камбуза, санузлов и т. д. Также все помещения имеют по две взаимно перпендикулярные двери.
"Судно-ножницы"
В "сложенном" виде это плавсредство выглядит вполне ординарно. Но тот, кто видел его в работе, точно так не скажет. Судно Bottsand, построенное в 1985 году, хоть и входит в состав ВМФ Германии, но выполняет чисто гражданские функции. Самая главная из них - очистка водной поверхности от нефтяных пятен. Оказавшись рядом с загрязнением, корпус судна раздвигается подобно ножницам. Максимальный угол разведения частей при этом может достигать 65 градусов. В таком положении площадь сбора нефтепродуктов увеличивается примерно до 40 кв. м.
В каждом из "лезвий ножниц" расположены резервуары для очистки воды общим объемом 790 куб. м. После очищения в них вода возвращается в море.
Судно способно обрабатывать до 140 куб. м загрязненной воды в час (при условии толщины нефтяной пленки 2 мм).
Водоизмещение этого судна составляет 763 тонны, длина - 46,3 м, ширина - 12 м, осадка - 3,5 м.
Всего в мире два таких судна. Кроме Bottsand, существует еще Eversand, построенное в 1988 году и также принадлежащее Германии. Увы, из-за своей сложности эта конструкция не получила широкого распространения в судостроении.
Баржа-перевертыш
Это плавсредство выглядит странно только во время выгрузки. Во время перемещения груза Seaspan Survivor, как и другие подобные баржи, активно используемые для перевозки леса в Канаде, выглядит вполне обычно.
Но, прибыв с грузом к месту назначения, судно вдруг выполняет неожиданный кульбит (в прямом смысле слова). Лес в нужном месте выгружается прямо в воду, а баржа при этом сильно кренится вбок, частично затапливая часть корпуса. Когда бревна скатываются с судна, из соответствующих его боковых отсеков откачивается вода и оно принимает исходное положение. И никаких тебе лишних затрат на выгрузку древесины!
Длина Seaspan Survivor составляет 122 м, ширина - 27 м, осадка - 8,8 м, дедвейт - 13971 тонна.
"Нос-ледокол"
В январе этого года в распоряжении Финского агентства транспортной инфраструктуры появился необычный плавучий агрегат - первый в мире съемный самоходный ледокольный "нос". Изготовленный судоверфью Turku Repair Yard, нос является "приставкой" для судов, работающих зимой в суровых климатических условиях. В частности, этот, первый экземпляр, предназначен для использования в районе озера Сайма на юго-востоке Финляндии.
Съемная носовая часть ледокола с дизель-электрической силовой установкой работает в сочетании с буксиром-толкачом и способна пробивать льды толщиной до 70 см.
Ледокольный "нос" представляет собой электроход с пропульсивной системой Visedo и вспомогательными дизель-генераторами Caterpillar. Все системы девайса имеют удаленное управление с мостика буксира, к которому он пристыковывается (в данном случае это буксир-толкач Calypso).
Проект разработан совместно Финским агентством транспортной инфраструктуры, инжиниринговой компанией ILS и проектно-конструкторской компанией BLRT Grupp - Western Baltic Engineering.
Судно с "ногами"
TIV MPI Resolution (ранее TIV Mayflower Resolution) - судно, используемое для установки турбин морских ветряных электростанций. В свое время оно было первым в мире самоподъемным судном для установки турбин.
На своих шести "ногах" судно может подниматься на высоту от 3 метров до 46 метров над уровнем моря.
По прибытии на место установки ветряной турбины MPI Resolution опускает свои шесть опор, чтобы встать на морское дно, а затем поднимается над поверхностью воды. Это обеспечивает стабильную платформу для забивания сваи в морское дно и установки ветряной турбины. Когда турбина установлена, судно опускается и переходит в следующее положение, чтобы повторить процесс.
MPI Resolution приводится в действие четырьмя дизельными генераторами, приводящими в действие четыре азимутальных подруливающих устройства, а также тремя дизель-генераторами, которые питают три носовых подруливающих устройства. В домкратной системе используется гидравлика.
Судно построено в ноябре 2003 года на китайской верфи Shanhaiguan Shipyard. Длина его - 130 м, ширина - 38 м, дедвейт - 7 тыс. тонн.
Катамаран-гигант
Завершить список мы решили самым большим в мире судном по валовой вместимости и крупнейшим судном-трубоукладчиком "в одном лице" - Pioneering Spirit. Этот гигантский катамаран задумали построить еще в 1987 году, но первые заказы на закупку оборудования подписали только в 2007 году, а контракт на строительство был подписан в 2010-м. В конце 2014 года судно было спущено на воду на корейской верфи Daewoo Shipbuilding, в 2015-м его достройка продолжилось уже в Нидерландах, где была установлена верхняя подъемная система.
Основное предназначение судна - монтаж, демонтаж и перевозка морских буровых платформ, а также прокладка подводных трубопроводов. Проекты по демонтажу платформ в Северном море как раз стали первыми задачами, где задействовали Pioneering Spirit. Позже судно поучаствовало в геополитическом проекте РФ, выполнив прокладку в Черном море морской ветки газопровода "Турецкий поток" (при прохождении катамарана-гиганта через Босфор даже пришлось на несколько часов полностью приостанавливать движение всех других судов).
Что касается габаритов, то длина Pioneering Spirit 382 м, ширина - 124 м, высота - 30 м, дедвейт - 443 042 т.
В 2019 году было объявлено о планах увеличить грузоподъемность с 48 тыс. тонн до 60 тыс. тонн. Тогда же компания Allseas заявила о намерении создать до 2022 года более крупную версию Pioneering Spirit под названием Amazing Grace. Однако пандемия внесла свои коррективы, и в 2020 году от таких планов решили временно отказаться.
Читайте также ТОП 10 самых необычных аэропортов мира