Со времени появления гражданской авиации аэропорты стали неотъемлемой частью нашей жизни. Как правило, нормальный аэродром требует простора для беспрепятственной посадки или взлета. Но не всегда у строителей есть возможность построить аэропорт по всем канонам. Здесь начинают играть роль разные факторы: рельеф, климат, особенности жилой застройки и т.п. В результате некоторые аэропорты расположены в таких местах, что можно только удивляться, как там самолеты вообще взлетают или садятся.

В представленной ниже десятке мы собрали десять таких необычных аэропортов мира. Все они разные: как по количеству полос или терминалов, так и по объему пассажиропотока. Однако всех их объединяет одна общая черта. Они имеют своего рода «изюминку», которая выделяет их из общей массы аэропортов мира. Как показывает рейтинг, многие из представленных воздушных гаваней находятся на островных территориях и/или в труднодоступных регионах. Этот фактор накладывает особую печать на аэропорт, делая его не только необычным, но опасным как для пилотов, так и пассажиров.

Самый северный. Аэропорт Свальбард (Архипелаг Шпицберген, Норвегия)

Аэропорт Свальбард необычен тем, что является самым северным в мире гражданским аэропортом. Этот статус принадлежит ему с момента открытия в 1975 году. Взлетная полоса находится на острове Западный Шпицберген, оба ее конца окружены водой. Так что посадка, осложняемая частыми проблемами с погодой (в особенности порывами ветра), требует от пилотов высшего мастерства. Отметим, что аэропорт имеет регулярное сообщение с городами Осло и Тромсё (Норвегия), а также с Москвой (Россия). По итогам 2013 года аэропорт принял около 152 тыс. пассажиров.

Остров на острове. Аэропорт Вагар (Фарерские острова, Дания)

Особенностью аэропорта является его месторасположение. Он расположен на острове Вагар, а столица островов Торсхавн на другом – Стреймое. До 2002 года сообщение осуществлялось только с помощью автомобильного парома, затем через подводный тоннель протяженностью 5 км. Благодаря этому за последние годы пассажиропоток вырос: в начале 2000-х – порядка 157 тыс. пассажиров, в 2013 году – 237 тыс. пассажиров. Отметим, что Вагар является хабом для фарерской авиакомпании Atlantic Airways, осуществляющей регулярные рейсы в аэропорты Дании (Биллунд и Копенгаген), Норвегии (Берген), Исландии (Кефлавик).

Самый маленький. Аэропорт Саба (Остров Саба, Нидерланды)

Аэропорт Хуанчо Ираускин расположен на карибском острове Саба, являющимся особым муниципалитетом Нидерландов. Главной особенностью аэродрома является длина взлетно-посадочной полосы – 396 м, что делает ее наименьшей в мире полосой, откуда совершаются коммерческие вылеты. К тому же, сама полоса с обоих концов ограничена обрывами, что делает посадку особо опасной. Поэтому здесь могут садиться только маломестные самолеты типа Twin Otter и BN-2 Islander. Сейчас в аэропорту оперирует авиакомпания Winair, осуществляющая регулярные рейсы на соседние голландские острова – Синт-Мартен и Синт-Эстатиус.

Взлетая на эстакаде. Аэропорт Фуншал (Остров Мадейра, Португалия)

Со времени основания Аэропорт Мадейра (или Аэропорт Фуншал) испытывал нехватку свободной площади. Поэтому взлетная полоса неоднократно расширялась: в 1980-х – на 200 м, в начале 2000-х – на 981 м. Во время последнего расширения инженеры построили новую часть полосы на эстакаде, воздвигнув ее на 180 железобетонных столбах. За это португальский инженер Антонио Сегадайнш Тавареш и бразильская компания Andrade Gutierrez, производившая работы, удостоились в 2004 году престижной награды Outstanding Structure Award. Сейчас аэропорт является четвертым по пассажиропотоку в Португалии (2,3 млн пассажиров в 2013 году).

Искусственный остров. Аэропорт Кансай (Осака, Япония)

Международный аэропорт Кансай является одним из самых больших и молодых аэропортов Японии. Сооружен он был в 1994 году по проекту известного итальянского архитектора Ренцо Пиано. Сооружен прямо в море, на искусственно возведенном острове (длина которого – 4 км, ширина – 1 км). С момента открытия аэропорт пережил мощное землетрясение и тайфун. Отметим, что с материком остров имеет прочное сообщение: паром, автомобильно-железнодорожный мост. По итогам 2013 года аэропорт Кансай занял пятое место среди наиболее загруженных аэропортов Японии (около 17,7 млн пассажиров).

Рай для споттера. Аэропорт Синт-Мартен (Нидерланды)

Международный аэропорт Принцессы Юлианы расположен на голландской части острова Синт-Мартен (Карибский бассейн). Его взлетная полоса примыкает к известному пляжу Махо. Самолеты, заходящие на посаду, пролетают практически над головами туристов. Именно эта особенность является «фишкой» аэропорта, а пляж стал излюбленным местом споттеров со всего мира – любителей фотографировать и наблюдать за самолетами. С недавних пор среди споттеров и туристов стали популярны «сэлфи» на фоне летящего самолета. Отметим, что по договоренности между Францией и Нидерландами аэропорт обслуживает и французскую часть острова.

Между горой и обрывом. Аэропорт Лукла (Непал)

Аэропорт имени Тэнцинга и Хиллари (более известен под старым названием – Аэропорт Лукла) входит в Топ-20 самых высокогорных аэропортов мира (2860 м над уровнем моря). Однако это не главная его особенность. Его настоящая «изюминка» – взлетная полоса, которая с одной стороны упирается в гору, а с другой заканчивается обрывом. Такой сложный рельеф и изменчивость погоды приводит к довольно частым авариям. Несмотря на это, аэропорт пользуется популярностью, поскольку он является ближайшим к горе Эверест. Именно сюда прилетают альпинисты, начинающие свой путь к покорению наибольшей вершины Гималаев.

Взлетно-проезжая полоса. Аэропорт Гибралтар (Великобритания)

Уникальность Аэропорта Гибралтар заключается в том, что его взлетно-посадочную полосу пересекает главная улица города – авеню Винстона Черчилля. С обеих сторон установлены светофоры, и движение автотранспорта останавливается, когда происходит взлет или посадка самолета. Кроме того, самолеты,  идущие на посадку в Гибралтар, пересекают воздушное пространство Испании. Отметим, что все рейсы из аэропорта осуществляются только в Великобританию: Лондон (Хитроу, Гэтвик, Лутон), Бирмингем, Манчестер. По итогам прошлого года пассажиропоток уменьшился до 384 тыс. пассажиров (в 2012 году – 387 тыс. пассажиров).

Посадка на пляже. Аэропорт Барра (Гебриды, Великобритания)

Аэропорт Барра находится на одноименном острове, входящим в Гебридский архипелаг (к северу от Шотландии). Это единственный в мире гражданский аэродром, взлетные полосы которого расположены на песчаном побережье. Поэтому сюда летают только небольшие 20-местные самолеты типа Twin Otter, приспособленные к посадке в таких условиях. Сообщение осуществляется только во время отливов. Отметим, что с аэропорта самолеты летают только в Глазго (дважды в день при соответствующей погоде). В прошлом году пассажиропоток упал до 528 человек (в 2012 году он составлял 721 человек).

Альпийская неровность. Аэропорт Куршевель (Франция)

Аэропорт Куршевель ломает традиционные представления об аэропорте, а именно о его взлетно-посадочной полосе. Как мы знаем, она должна быть ровной, а у этого аэродрома – она повторяет холмистые контуры рельефа. К тому же, заканчивается она обрывом. Этим уникальность не ограничивается. Аэропорт находится на высоте 2008 м над уровнем моря. Поэтому во французских источниках аэропорт еще называют алтипорт, то есть высотный аэропорт. Регулярного сообщения «Куршевель» не имеет, однако чартерные рейсы, выполняемые маломестными самолетами, очень часты, особенно в пик курортного сезона в Альпах.

Читайте также ТОП 10 экзотических железнодорожных маршрутов мира