Переизбыток судов в большинстве сегментов морской отрасли заставил многих судовладельцев отказаться от размещения заказов на дополнительное количество мощностей. Такой тренд наблюдается на рынке с начала 2012 года. Скорее всего, толчком для него стало продолжительное падение индекса Baltic Dry, продолжавшееся до февраля. Большинство заказов, которые все-таки были размещены в этом году, стали результатом политики низких цен, которой верфи придерживаются вот уже на протяжении нескольких месяцев. Частично активность заказчиков объясняется их намерением попытать счастья в ранее не освоенных сегментах - например, в обслуживании добычи на шельфе (офшорный флот) или транспортировке сжиженных газов.
В СМИ все учащаются сообщения о новых заказах на суда со стороны нефтяных компаний. Так, на днях китайские судзаводы Hudong-Zhonghua Shipbuilding Group, Dalian Shipbuilding Industry Corp. (DSIC) и Nantong Cosco KHI Ship Engineering Co. объявили, что собираются побороться за право поставить два судна для транспортировки сжиженного газа по 170 тыс. тонн для китайской нефтяной компании China National Offshore Oil Corp. Правда, как сообщает местная пресса, только первая из них имеет опыт строительства подобных судов - в этом году Hudong-Zhonghua уже поставила заказчикам пять таких судов и собирается поставить еще 4 до конца года.
По данным Bloomberg, корейская Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. собирается в этом году увеличить количество заказов на оборудование для офшорного флота на 34%. "Увеличение инвестиций в офшорный бизнес и бурение может помочь Daewoo выиграть в этом году контракты на 8,5 млрд долл., что составляет 77% ее плановой годовой загрузки", - пишет Bloomberg. В прошлом году объем сделок по офшорному флоту Daewoo составил 6,34 млрд долл., а уже в этом компания получила таких заказов на 2,2 млрд долл.
Частично активность заказчиков объясняется их намерением попытать счастья в обслуживании добычи на шельфе или транспортировке сжиженных газов.
Но, как написал в своем последнем еженедельном отчете морской бюллетень Clarkson Hellas, верфи не надеются, что медленный рост количества заказов в начале года трансформируется хоть в какой-то положительный тренд в краткосрочной перспективе. Это ставит перед судостроительными заводами непростую задачу относительно того, как справиться со стремительным сокращением портфеля заказов. Шельфовая зона - одна тех отраслей, где многие из них надеются найти спасение. Продолжающийся рост цен на нефть и увеличение расходов на добычу нефтяными компаниями сулят и рост рынка морских перевозок.
В то же время наряду с ожиданиями верфей роста спроса на новые типы судов есть понимание и того, что существующий портфель заказов должен быть значительно сокращен. Причем пройдет определенный период времени, прежде чем заводы приступят к выполнению новых заказов, но уже сейчас между верфями начнется жесткая конкуренция за их получение. В ходе этой борьбы доходность судостроения, скорее всего, существенно сократится.
Но даже несмотря на то, что перевозки офшорным флотом стали "светом в оконце" в шиппинговой индустрии, многие компании по-прежнему не могут справиться с проблемами финансирования. И именно они могут стать тем препятствием, которое будет сдерживать и развитие офшорного сегмента. "Поэтому не исключено, что далеко не все найдут спасение в этой нише в 2012 году", - прогнозирует Clarkson Hellas.
Как ожидается, судовладельцы, которые захотят расширить или обновить свой флот, будут обращаться ко вторичному рынку. Последняя неделя обозначилась особой активностью в этом секторе, утверждает Hellenicshippingnews.
Екатерина Гребеник, по материалам Bloomberg и Hellenicshippingnews