После того, как авиакомпания Malev прекратила полеты после 66 лет непрерывной работы, начались первые шаги по перераспределению венгерского рынка. Помощь оставшимся без перевозчика пассажирам предложил украинский "АэроСвит", который выставил на маршрут воздушные суда большей емкости, работающие по пятницам и воскресеньям. Кроме того, с 13 февраля компания ввела две дополнительные частоты в понедельник и среду, увеличив таким образом интенсивность перелетов до девяти рейсов в неделю.

Подставить плечо пассажирам Malev поспешила и венгерская Wizz Air, предложив обладателям действующих билетов Malev приобрести кресла в своих самолетах по цене от 30 евро в одну сторону. "Авиакомпания подчеркивает, что при регистрации на рейс в аэропорту необходимо предъявить распечатанный электронный билет обеих авиакомпаний. Без билета Malev пассажиры на рейс допускаться не будут", - говорится в пресс-релизе перевозчика.

Передел пирога Впрочем, это лишь первые шаги по перераспределению рынка. Настоящие воздушные бои еще впереди. После ухода Malev о своем намерении создать базу в Будапеште 17 февраля объявил самый агрессивный лоу-кост перевозчик - ирландская компания Ryanair. Она тут же сообщила пассажирам об открытии 31 нового маршрута в города Европы. Направления совпадали с картой рейсов Malev. При этом, по информации источников Центра транспортных стратегий, дискаунтер начал переговоры с украинскими авиационными властями об открытии направлений Будапешт-Киев и Будапешт-Одесса, хотя официальных комментариев Ryanair так и не предоставил.

Wizz Air хочет выполнять семь рейсов в неделю между Киевом и Будапештом

Но, как оказалось, ирландцы не единственные, кому хотелось бы полетать в украинском небе. Маршрут Будапешт-Киев облюбовала и венгерская Wizz Air. "Мы подали заявку на маршрут Будапешт-Киев с частотой до семи рейсов в неделю. Мы также оцениваем направление Будапешт-Одесса", - рассказал Центру транспортных стратегий вице-президент группы Wizz Air Джон Стивенсон.

Впрочем, компания пока не прошла всю необходимую процедуру для получения права на полеты между Киевом и Будапештом. Письмо с просьбой разрешить выполнение рейсов должно сопровождаться соответствующими международными документами, подтверждающими, что перевозчик действительно получил назначение в самой Венгрии.

"Для получения назначения на маршрут Будапешт-Киев воздушный перевозчик, причем, не только венгерский, должен обратиться с официальной заявкой к авиационным властям Венгрии. Те, в свою очередь, объявляют конкурс, победитель которого получает право выполнять перелеты по данному маршруту. Впоследствии информацию о компании, отобранной в результате конкурса, по дипломатическим каналам передают украинской стороне", - пояснил Центру транспортных стратегий адвокат Международной юридической группы AstapovLawyers Сергей Здоровец.

Кто займет место обанкротившейся Malev, пока неизвестно. Ryanair уже готов к жесткому противостоянию, выступая с публичной критикой в адрес Wizz Air. "В то время как убыточная Wizz Air продолжает брать со своих пассажиров плату в размере 29, 39 и 49 евро, минимальная стоимость перелета с Ryanair составит 9,99 евро", - заявил глава авиакомпании Майкл О’Лири. Он также добавил, что перевозчик вложит в развитие венгерской базы более 350 млн долларов и разместит в Будапеште пять новых самолетов. Пассажиропоток дискаунтера, по его оценкам, вырастет на 2,4 млн человек в год после начала работы новой базы.

Решение о назначении перевозчика на киевский маршрут будет зависеть от венгерских властей, поскольку речь идет о квоте именно со стороны Венгрии. А здесь государственные органы, по всей видимости, будут защищать национальные интересы и отдадут предпочтение Wizz Air. Но не исключено, что ирландцам все же достанется Одесса, так как Wizz Air пока не определилась, насколько интересен ей данный регион, а ее дочерняя структура - "Визз Эйр Украина" - со скандалом закрыла рейс Киев-Одесса в 2009 году.

Ryanair ведет переговоры с Украиной об открытии рейсов в Киев и Одессу 

Не исключено, что это направление может достаться Ryanair. Однако будет ли маршрут интересен лоукосту - большой вопрос. Например, Malev в 2011 году перевезла между Будапештом и Одессой 43,44 тыс. пассажиров или в среднем 65 человек на один рейс. Но если Malev могла менять емкость на направлении в зависимости от спроса, выставляя либо Boeing 737, либо Bombardier Q400, то Ryanair использует исключительно самолеты Boeing 737-800 на 189 кресел, а потому линия может быть не такой привлекательной для ирландцев.

Впрочем, межправительственное соглашение не предусматривает ограничений по количеству назначенных с каждой стороны перевозчиков. Лимитирована лишь частота полетов, которая составляет максимум девять рейсов в неделю для одного государства. Поэтому теоретически на линию может выйти и не одна компания. Однако вряд ли Венгрия допустит на маршрут и Ryanair, и Wizz Air.

Без паники Отечественные перевозчики рассматривают потенциальный выход бюджетников на линию Будапешт-Киев достаточно спокойно. По данным "АэроСвита", прямой поток между столицами Украины и Венгрии достаточно ограничен и не отличается высоким спросом. Однако заполнять кресла помогают транзитные потоки через аэропорт "Борисполь" в пункты Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии.

Структура пассажирского потока на рейсах "АэроСвита" Киев-Будапешт-Киев примерно такова: одна треть - это прямые пассажиры, которые добираются из пункта в пункт, две трети - транзит через Киев на Восток и примерно 1% трафика - подвоз в столицу Венгрии для разлета по Европе (в код-шеринге с Malev).

"В случае выхода кого-либо из бюджетных перевозчиков на маршрут вместо Malev мы, безусловно, можем потерять часть прямого потока. Однако это однозначно не повлияет на объемы транзита. Эти пассажиры останутся с нами, они по разным причинам не воспользуются услугами бюджетной компании", - сообщил Центру транспортных стратегий помощник генерального директора "АэроСвита" по связям с общественностью Сергей Куцый.