"Укрзализныця" активизировалась на рынке займов. За последние полгода объем привлеченных через банки и облигации кредитов превысил 550 млн долларов. Еще больше – 850 млн долларов - госмонополист собирается привлечь через еврооблигации. 24 января в "Вестнике государственных закупок" появилось объявление о поиске организаторов размещения ценных бумаг. В частности, Донецкая железная дорога собирается выпустить бумаги на 225 млн долларов, Южная - на 250 млн, Одесская - на 125 млн, Приднепровская - на 175 млн, а Львовская - на 75 млн. Таким образом, пока планы по размещению еврооблигаций не озвучила только одна из шести железных дорог - Юго-Западная. Привлекать кредитные средства транспортников вынуждает потребность в инвестициях для модернизации инфраструктуры и обновления подвижного состава, поскольку собственные деньги позволяют им вкладывать около 8 млрд грн в год, что составляет только треть необходимой суммы.
Учитывая неблагоприятную ситуацию на европейском кредитном рынке, а также отсутствие госгарантий существует большая вероятность того, что держателями облигаций выступят российские банки.
Рынок закрыт Сейчас не лучшее время для выпуска евробондов, поскольку в Европе бушует долговой кризис, а в самой Украине также наблюдается непростая финансовая ситуация. "С начала осени прошлого года рынки отличаются сильной волатильностью. Ситуация на европейском долговом рынке крайне нестабильна. Существенно возросла стоимость ресурса для Украины. Осуществить зарубежные заимствования в ближайшее время украинским эмитентам будет непросто", - рассказывает специалист отдела ценных бумаг ИК Astrum Investment Management Зинаида Светелик.
К тому же, в целом имидж "Укрзализныци" как заемщика на внешних рынках не самый лучший, считает специалист отдела продаж долговых ценных бумаг ИК Dragon Capital Сергей Фурса. "Многие инвесторы помнят осень 2009 года, когда велись очень сложные переговоры по кредитам компании. В любом случае, для начала необходимо, чтобы на рынок вышел суверен. Это откроет возможность для выхода корпоративных заемщиков, в том числе и "Укрзализныци", - полагает он.
По мнению ИК Dragon Capital, в данный момент выход любого украинского эмитента невозможен в принципе. Ситуация может измениться только в случае поступления позитивных макроновостей из Украины - завершения переговоров с Россией по газу, прорыва в переговорах с Международным валютным фондом (МВФ). "До этого времени первичный рынок закрыт, даже несмотря на общее хорошее состояние мировых рынков", - отмечает Сергей Фурса.
Повысить привлекательность евробондов могли бы госгарантии, однако, как утверждают в Донецкой железной дороге, выпуск евробондов планируется провести без них. Что же касается потенциальных покупателей, то, по мнению экспертов, их список не будет отличаться от тех, кто обычно покупает украинские бумаги: западные фонды, инвестирующие в бумаги с фиксированной доходностью.
Интерес потенциальных держателей евробондов будет также зависеть от нынешней позиции Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), который продолжает сотрудничество с "Укрзализныцей" в рамках уже подписанных соглашений, однако приостановил работу по новым проектам до начала реформирования отрасли. Здесь у перевозчика все выглядит неплохо. "Железнодорожная отрасль уже начала реформироваться, а потому мы планируем активно сотрудничать с ними в этом году", - заявил ведущий советник представительства ЕБРР в Украине Антон Усов. При этом он не уточнил, какие проекты будут финансироваться банком. Однако не исключено, что ЕБРР предоставит железным дорогам средства для закупки грузовых вагонов.
Впрочем, возобновление сотрудничества с ЕБРР может подстегнуть не только западных инвесторов. "Думаю, российские инвестиционные банки выступят с предложением привлечь ресурс на российском рынке, принимая участие в тендере", - считает Зинаида Светелик.
Учитывая неблагоприятную ситуацию на европейском кредитном рынке, а также отсутствие госгарантий, можно предположить, что размещение может быть закрытым, а андеррайтером, по мнению участников рынка выступит российский "Сбербанк". "По сути это будет кредит, который выпустят как евробонды", - предполагают в одной из инвестиционных компаний.
Главным фактором получения займа, как в случае публичного размещения, так и непубличного является предлагаемая доходность. Предложив премию свыше 250 пунктов к доходности суверенных еврооблигаций, "Укрзализныця", вероятно, сможет осуществить непубличное привлечение средств у одного из крупных российских банков. Начав на эти средства воплощать планы по модернизации и реструктуризации, и в случае стабилизации международных финансовых рынков, государственный монополист через 1,5-2 года сможет провести рефинансирование данной задолженности путем того же публичного размещения, но уже на более выгодных условиях", - предполагает руководитель отдела аналитики Центра транспортных стратегий Дмитрий Монаков.
12 процентов и выше В ИК Astrum Investment Management прогнозируют, что железнодорожники могут разместить свои ценные бумаги под 12% годовых. "Если мы говорим о евробондовом выпуске, то считаю 200-250 б.п. будет справедливой премией к суверенной кривой доходности или порядка 12% на текущий момент. Однако сложно прогнозировать доходность по украинским евробондам на момент размещения бумаг ЮЖД, ЛЖД и ДЖД. Еще в начале текущей недели доходность по бумагам с погашением в 2020 и 2021 годах приближалась к 11%. В случае государственной гарантии инвесторам можно будет предложить менее скромную премию (150 б.п. к суверенной кривой доходности)", - отмечает аналитик.
Впрочем, даже 12 процентная ставка гораздо выше тех условий, по которым размещает еврооблигации, например, РЖД. Российские железные дороги в два этапа разместили еврооблигации в марте и июне прошлого года общим объемом 650 миллионов фунтов стерлингов с купоном 7,487% годовых. Весной 2010 года РЖД также размещала два выпуска ценных бумаг по ставке купона 5,7 и 7,5 процентов соответственно. Такая разница в доходностях РЖД и "Укрзализныци" связана с разными кредитными рейтингами стран и ставками по суверенам России и Украины.
Миллиард за полгода Аналитики отмечают, что на данный момент уровень кредитной нагрузки "Укрзализныци" не является критичным. Так, перевозчик успешно погасил синдицированный кредит на 550 млн долларов перед Barclays Bank еще в середине 2011 года. Летом были также погашены гривневые облигации шести железных дорог, выпущенные в 2009 году. Практически полностью погашен кредит Deutsche Bank в размере 700 млн долларов.
Поэтому госмонополист активно привлекает новые займы. В ноябре "Укрзализныця" начала размещение гривневых облигаций на 1,8 млрд грн. Впрочем, Зинаида Светелик признается, что сложно комментировать насколько успешным было размещение, учитывая полнейшее отсутствие ликвидности на внутреннем рынке в конце прошлого года и отсутствие спроса со стороны западных инвесторов.
В конце прошлого года ДЖД привлекла кредитные линии у ВТБ Банка в размере 45 млн долларов и у Сбербанка на 55 млн долларов сроком на три года под 11,8% и 10,6% соответственно. А также, в конце прошлого года "Всеукраинский банк развития" предоставил кредит на 40 миллионов гривен Донецкой железной дороге под 19% годовых. К тому же, до конца следующей недели ЮЖД планирует подписать договор с "Газпромбанком" о привлечении кредита на 205 млн долларов сроком на три года. Таким образом, госмонополист всего за три месяца привлек более 500 млн долларов. В случае выпуска евробондов сумма привлеченных средств значительно превысит миллиард долларов.