2011 год для вагоностроительных предприятий Украины стал очень успешным. Согласно данным Госкомстата, предприятия отрасли произвели 52,3 тыс. грузовых вагонов, что на 32,4 процента больше, чем в 2010 году. Вагоностроители отмечают, что этот показатель является рекордом производства грузовых вагонов для независимой Украины. Результаты работы превзошли и ожидания экспертов, которые в начале года прогнозировали выход на показатели в 40-45 тыс. вагонов. Ключевыми производителями стали Крюковский вагоностроительный завод и группа "Азовмаш". Так КВСЗ в 2011 году увеличил выпуск на 18,3 процента - до 10,75 тыс. вагонов, что позволило установить рекорд производства за всю историю работы предприятия. В свою очередь "Азовмаш" также побил собственный рекорд производства, достигнув показателей в 16,429 тыс. вагонов.
В текущем году потребность стран СНГ в новых вагонах составит 80-90 тысяч единиц, из них не менее 6-7 тысяч потребуется Украине. Аналитики Центра транспортных стратегий прогнозируют, что в 2012 украинские вагоностроители произведут 40-45 тысяч грузовых вагонов, 80-85% из которых будет продано в Россию. Прогнозируемое некоторыми экспертами рынка падение объема закупок украинских вагонов российскими компаниями должно частично компенсироваться действиями "Укрзализныци", которая намерена закупить в 2012 году сразу 10 тыс. грузовых полувагонов.
В Россию и Казахстан Украинское вагоностроение сильно привязано к экспортным рынкам, поэтому результаты прошедшего года для предприятий во многом зависели от ситуации в Казахстане, и особенно в России. "Позитивных результатов украинским вагоностроителям удалось достичь за счет рекордного спроса на грузовые вагоны со стороны российских компаний в 2011 году", - отмечает аналитик ИК Concorde Capital Роман Дмитренко. По данным украинских вагоностроительных компаний, транспортные операторы России и Казахстана являлись основными покупателями их продукции в ушедшем году. И это неудивительно, ведь в экономиках этих стран около половины грузов перевозится железнодорожным транспортом. Основной спрос со стороны российских компаний в 2011 году приходился на полувагоны, в то время как казахские компании больше интересовались цистернами для нефтегазового сектора.
8 из 10 выпущенных Украиной вагонов поставляются в Россию
Одной из причин успеха украинской продукции на рынках России и Казахстана эксперты считают рост грузовых перевозок. "Основным фактором роста производства можно назвать восстановление платежеспособного спроса, в том числе отложенного из-за кризиса 2008-2009 годов, на фоне восстановления экономики и роста объемов грузовых перевозок железнодорожным транспортом", - считает старший аналитик компании Dragon Capital Таисия Шепетко. Так АО "Российские железные дороги" сообщает, что в 2011 году грузоперевозки железнодорожным транспортом в России выросли на 3% до 1,242 млрд тонн. Однако к концу года темпы роста грузоперевозок северного соседа несколько замедлились. "Казахстан Темир Жолы" также не отставала, увеличив в 2011 грузооборот на 4,8% до 223,338 млрд ткм. В прошлом году в России повысились ставки аренды грузовых вагонов, что также стимулировало покупку новых вагонов. Подкупает россиян и казахов также и ценовая политика украинских предприятий.
Каждый рекорд дается нелегко, это касается и достижений вагоностроителей в ушедшем году, ведь работать приходилось в условиях жесткой конкуренции и сопротивления. Стоит только вспомнить претензию российской стороны к качеству литья украинского предприятия "Азовэлектросталь" (входит в группу "Азовмаш"). Украинская сторона связывает такие претензии с желанием России ограничить доступ украинских производителей на российский рынок.
Кроме того, Россия в сентябре-ноябре 2011 года приостанавливала сертификат соответствия на продукцию крупнейшего производителя литья для грузовых вагонов в СНГ Кременчугского сталелитейного завода. Следствием этого были перебои с поставками литья и, соответственно, снижение производства вагонов в эти месяцы, которое компании старались компенсировать в декабре. Общее производство грузовых вагонов в Украине могло достичь 55 тыс. вагонов, если бы не эти перебои с поставками.
Снижение спроса Производители вагонов опасаются, что достичь показателей прошлого года будет очень сложно. Эти опасения подкрепляют и заявления российской стороны, ведь украинцы занимают около 40% рынка соседней страны. Так по прогнозам старшего вице-президента "РЖД" Валентина Гапановича, в 2012 году переизбыток вагонов в СНГ составит примерно 100-150 тыс. штук. По его оценкам в следующем году в Украине и России будет произведено 110 тыс. вагонов, при максимальной потребности в 50 тыс. Сократиться производство вагонов в Украине может и из-за запуска новых производственных мощностей на Тихвинском вагоностроительном заводе в России и в "Казахской вагоностроительной компании".
Прогнозы экспертов относительно результатов производства в 2012 году разнятся. "У нас более осторожный прогноз по сектору на 2012 год, мы ожидаем общий объем производства на уровне 44 тыс. вагонов. Снижение спроса по нашему мнению будет обусловлено более низким уровнем инвестиций в обновление парка на фоне продолжающейся волатильности на глобальных финансовых рынках и некоторого снижения объемов перевозок вследствие ослабления внешнего спроса на сталь", - считает Шепетко. В ИК Concorde Capital прогнозируют потенциальный спрос на грузовые вагоны в следующем году в СНГ на уровне 135 тыс. единиц, а производство в Украине на уровне 2011 года.
Аналитик Центра транспортных стратегий Дмитрий Ягелло рассказывает, что средний износ грузового вагона парка "пространства 1520" составляет порядка 65%. "Так, например, только в России общий парк вагонов всех видов, срок службы которых уже выработан или истекает в ближайшие два года, превышает 200 тыс. единиц. В Украине в этот период будет списано 10,9 тыс. вагонов. Высокий износ подвижного парка "пространства 1520" будет главным фактором, стимулирующим выпуск вагонов в текущем году. Мы ожидаем сохранения объемов производства вагонов украинскими вагоностроительными компаниями в 2012 году на уровне предыдущего года", - утверждает он.
Производство может сократиться на 10% в случае возникновения перебоев с поставками крупного вагонного литья Кременчугским сталелитейным заводом, ведь крупнейшие украинские вагоностроительные заводы остаются зависимыми от поставок кременчугских заводчан.
Плечо "Укрзализныци" Также эксперты прогнозируют рост спроса на вагоны со стороны отечественных игроков, что обусловлено началом реорганизации украинской железнодорожной отрасли. Минимальная загрузка украинским предприятиям должна быть обеспечена, так государственная администрация железнодорожного транспорта "Укрзализныця" уже заявила о своих намерениях закупить в 2012 году 10 тыс. грузовых полувагонов. В текущем году списанию подлежит порядка 3,3 тысяч украинских вагонов. Из 186 тысяч принадлежащих Украине вагонов более 66 тысяч выработали свой нормативный срок.
В то же время наращивают свою долю на рынке частные собственники. По итогам 2011 года "Укрзализныця" контролировала уже только 60% вагонного парка и, по всей видимости, этот показатель будет продолжать снижаться.
В странах СНГ сохраняется довольно высокий уровень износа подвижного состава, в особенности среди грузового парка госмонополий. В то же время частные операторы вагонного парка также стремятся обновлять и расширять свой вагонный парк. Аналитики отмечают, что приватные лизинговые и транспортные компании в дальнейшем будут увеличивать долю приобретенных вагонов. Добавляют оптимизма также прогнозы по росту промышленного производства в СНГ, что будет влиять на грузооборот и соответственно на количество необходимого вагонного парка.