Ежегодно в канун Нового года у участников топливного рынка есть традиция собираться на заседание экспертно-аналитической группы при Кабинете министров, чтобы помечтать о введении новых стандартов качества нефтепродуктов, аналогичные Евро-4 - и в который раз отказаться от этой затеи по многочисленным просьбам трудящихся немодернизированных нефтеперерабатывающих заводов. После этого Госпотребстандарт внемлет рекомендациям совета и опять откладывает введение новых требований еще на год. Перейдет ли Украина на "Евро-4" в 2012 году? Узнаем об этом очень скоро, но вряд ли новые стандарты будут введены, так как Минэнергоугля намерено инициировать продление старых, чтобы поддержать свой маленький, но высокорентабельный Шебелинский ГПЗ.
Заводы почти подготовились Однако теперь ожидания рынка по введению новых стандартов стали подкрепленными наличием модернизированных мощностей. Дело в том, что оба крупных НПЗ Украины - Лисичанский "Линик" и Кременчугская "Укртатнафта" - модернизировались достаточно для того, чтобы выпускать современное топливо. Дизель уже сейчас они производят в соответствии с нормами "Евро-4", а бензин немного до этих показателей не дотягивает. Но, если бы сформировались соответствующие рыночные условия, заводы могли бы быстро закончить модернизацию и стать совершенно современными.
Наибольшие прибыли от действия старых стандартов получают российские НПЗ
Два западноукраинских завода, принадлежащие группе "Приват" - "Нефтехимик Прикарпатья" и НПК "Галичина" - ранее активнее всего требовали продления действия стандартов "Евро-2". Из года в год они повторяли, что им нужно время на модернизацию, а провести ее они смогут, только если продолжат зарабатывать на нее деньги. Но точно также планомерно эти предприятия сдвигали и графики ремонта. "План первого этапа модернизации растянут до 2013 г. Хотя заводы еще в прошлом году получили базовые проекты на ряд технологических установок, сомнительно, что "приватовцы" дальше профинансируют реконструкцию предприятий", - отмечается в комментарии НТЦ "Психея".
Заводы работают неритмично, поскольку давно неинтересны собственнику, который пока не полностью загружает нефтью даже намного более модернизированную "Укртатнафту". Соответственно, участники рынка и Кабмин вряд ли будут внимательно прислушиваться к их требованиям. Точно так же не имеют "права голоса" стоящие Одесский и Херсонский НПЗ.
Итак, остается только одно предприятие, которое пока не готово к приходу новых стандартов - это Шебелинский газоперерабатывающий завод, принадлежащий ДК "Укргазвыдобування" и перерабатывающий почти исключительно газовый конденсат, добываемый в Восточной Украине.
Маленькая, но гордая Шебелинка "Насколько я знаю, Минэнергоугля намерено и в этом году отстаивать старые стандарты - только из-за злополучной Шебелинки. Они пытались ввести для нее на некоторое время особые стандарты, по которым бы работало предприятие, и это было бы хорошим решением вопроса - ведь нельзя весь рынок удерживать из-за одного маленького завода. Но не удалось", - рассказывает директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн.
Завод действительно маленький - его доля на рынке составляет около 6%. Однако в его работе заинтересовано Минтопэнерго. Напомним, что его директор Юрий Борисов ранее работал в компании Ostchem Дмитрия Фирташа. К тому же, стабильная работа завода непосредственно влияет на консолидированное финансовое состояние НАК "Нафтогаз Украины". Соответственно, из-за него вполне могут отсрочить введение новых стандартов.
Правда, и с этим предприятием заметны сдвиги. 10 ноября "Укргаздобыча" договорилась с немецкой Chemieanlagenbau Chemnitz о строительстве на ГПЗ установки изомеризации легкого бензина, которая позволит привести продукцию предприятия к требованиям "Евро-4" и увеличить общую глубину переработки до 93%.
Вот только сооружение этой установки, по оценкам Юрия Борисова, займет около 2 лет, а тем временем предприятию нужно работать. Конечно, оно могло бы перейти на выпуск так называемых "компонентов топлива" - продукции, которая не отвечает действующим стандартам нефтепродуктов, и по идее может лишь поставляться на другие, более современные НПЗ для окончательной переработки. Однако на практике такой полуфабрикат часто поступает и на АЗС.
Эксперты также отмечают, что Шебелинка могла бы пока привести бензины к стандарту "Евро-4" и без установки изомеризации - путем добавления в них присадок. Однако это сильно повышает себестоимость топлива. Хотя для ГПЗ это и не очень критично, поскольку он работает на дешевом собственном сырье, поступающем прямо "из скважины", и высокая нынешняя маржа работы вполне могла бы покрыть расходы на "доводку" бензина. Однако, по-видимому, Минтопэнерго не хочет терять ни копейки с прибыли этого завода.
Призрак рыночного переворота Тем временем наибольшие прибыли от действия старых стандартов получают даже не украинские НПЗ, а российские. Они поставляют сюда большое количество низкокачественного дизтоплива - только по нефтепродуктопроводу до станции "Новоград-Волынский" его поступает около 1,2 млн тонн, что составляет около 25% рынка солярки. В то же время, низкокачественного бензина на рынке уже почти не осталось - если с некоторой натяжкой приравнять к высококачественному продукцию "Укртатнафты" и "Линика".
Поэтому, в случае введения стандартов "Евро-4", весь российский дизель был бы вытеснен с отечественного рынка. "Наши заводы получили бы солидные заказы. Они имели бы право первой ночи, поскольку из других источников закрыть такие объемы было бы проблематично. А с производством дизеля выросло бы и производство бензина. То есть, переформатирование рынка было бы чрезвычайно интересным", - говорит Сергей Куюн.
Однако надежды на такую реформу пока туманы. Их может в этом году воплотить только позиция Госпотребстандарта, который входит в сферу влияния Министерства экономического развития и торговли. И если позиция Андрея Клюева будет отлична от позиции Юрия Бойко - то, возможно, традиционная предновогодняя мантра закончится уже в этом году. В противном же случае рынку придется ожидать кануна 2014 года.