Что же ожидает транспортников в условиях 2012 года? Руководство отрасли пока не готово прогнозировать дальнейшее развитие ситуации. "Все говорят о мировом кризисе, но масштабы этой рецессии непонятны, поэтому говорить о ней преждевременно. После первого квартала все будет более-менее ясно", - заявил вице-премьер-министр инфраструктуры Борис Колесников. Сами же участники рынка готовятся к нелегким временам. По их мнению, общемировые тенденции в отрасли отразятся и на украинских перевозчиках.

Транспортные перспективы "2012 год видится непростым. Существенно меняется структура грузопотоков в Украине, прежде всего, тех, которые перевозятся по реке. Судоходный бизнес в мире переживает нелегкие времена. Ситуация у нас в компании не сильно отличается от общемировой: идет спад грузопотоков, и мы подвязаны под все эти процессы", - отмечает глава наблюдательного совета судоходной компании "Укрречфлот" Сергей Головко.

В то же время он уверен, что перевозчику все же удастся компенсировать потери по одним видам грузов за счет других. "Мы ожидаем падения грузопотока в лесных грузах, считаем, что рост у компании может быть за счет аграрных грузов. Мы также полагаем, что относительно стабильным должен быть горно-металлургический комплекс, и надеемся в следующем году получить существенные контракты на перевозку рудного сырья, как по реке Днепр, так и в направлении Дуная", - прогнозирует Головко.

Начальник Ильичевского морского торгового порта Александр Григорашенко полагает, что предприятие сможет развиваться в 2012 году. "Экономически порт "уронили" в первом полугодии 2011, и предприятие в этот период терпело огромные убытки.  Во второй половине года нам удалось  восстановить утраченные грузопотоки - навалочные грузы и контейнерные грузы, утвердить корректировку плана 2011 года. И уже в следующем, 2012 году в план заложены показатели  стабильного развития ИМТП, которое, я уверен, будет реальным, а не придуманным. Сегодня этот документ находится на согласовании в Министерстве инфраструктуры", - рассказал Григорашенко Центру транспортных стратегий.

В то же время, по мнению руководителя ИМТП, для успешных преобразований отрасли не обойтись без закона о морских портах, который позволил бы привлечь частный капитал для реконструкции и модернизации перевалочных мощностей. "Чем быстрее закон о портах пойдет в работу, тем быстрее можно определить экономику, понимать, какой она будет. В сегодняшней ситуации,  когда бюджет денег не выделяет, а прибыль, доходы все уходят в налоги и  содержание предприятия,  на  развитие  практически не остается средств.  Ильичевский порт за последние 10 лет  из  собственной прибыли в развитие вкладывал не более  10%, а  порту требуется практически стопроцентная модернизация  всей инфраструктуры и замена старой техники. Это касается и акватории. Для обработки судов с большей осадкой  порту необходимы большие  глубины. Для реформирования отрасли необходимы капиталовложения, которые могут обеспечить только крупные инвесторы. И чем быстрее закон  о портах будет принят, тем быстрее будут запущены процессы, которые определят   перспективы развития всего морехозяйственного комплекса Украины", - отмечает Григорашенко.

Еще одним сдерживающим фактором, по словам начальника ИМТП, является отсутствие гибкой тарифной политики. По его прогнозам, в 2012 году доля импорта в грузопотоке порта составит около 30%, экспорта - 40%, транзита - 30%.

Украинские стивидоры полагают, что существенное влияние на грузопотоки в стране будут оказывать внутренние факторы. "В следующем году, из-за существенного роста железнодорожных тарифов, особенно в сравнении с соседними странами, Украина будет продолжать терять транзит, в то время как другие страны, в частности, Россия и Прибалтика - развивать свои портовые мощности и обрабатывать на них утраченные нашей страной потоки. Портовые сборы в Украине также одни из самых высоких в мире и представляют собой значительный барьер для транзита. При этом сами порты и терминалы не в состоянии их изменить, поскольку тарифная политика осуществляется правительством, соответственно будет продолжаться жесткая конкуренция по всем направлениям за уменьшающиеся объемы грузов", - рассказал Центру транспортных стратегий директор контейнерного терминала компании "Трансинвестсервис" (ТИС) Андрей Кузьменко.

По его мнению, лишь отдельные порты смогут неплохо чувствовать себя в таких условиях. К ним относится, в частности, Южный, преимуществами которого являются глубины и высокая продуктивность. Однако ситуация в стивидорной отрасли в целом будет ухудшаться. Кроме того, по мнению топ-менеджера, ветирование закона о морских портах замораживает приток инвестиций в сектор и будет сдерживать развитие перевалочных мощностей в Украине.

Наконец, проблемы с контролирующими органами отрицательно скажутся на потоке контейнеров. "В 2011 году примерно 10-15% потока ушли на сухопутные погранпереходы, с выгрузкой в портах Польши, Прибалтики и России. В 2012 году, по оценкам линий, этот показатель вырастет до 30%, поскольку пока нет оснований рассчитывать на улучшение ситуации с контейнерным импортом в морских портах", - резюмирует Кузьменко.

Пессимизм экспертов Новый год может вернуть мировую транспортную отрасль в еще не совсем забытые времена кризиса 2008-2009 годов. Предпосылки для этого наблюдаются уже сегодня: превышение предложения тоннажа над спросом, а также высокие риски стремительного ухудшения экономической ситуации в Европе. Согласно отчету Golden Destiny, одну из ключевых ролей в состоянии хозяйства планеты, как и ранее, будет играть Китай. "КНР уже предотвратил полный коллапс мировой экономики в 2008 году. Однако сейчас есть сомнения в том, что Китай снова преуспеет в роли главного игрока, контролирующего рост инфляции, поскольку темпы роста его ВВП, согласно прогнозам, будут ниже 9% в 2012 году", - отмечают эксперты компании.

В отчете говорится, что негативное влияние суверенного долга еврозоны ставит под угрозу финансовую стабильность, как в самом регионе, так и в мире. На фоне этих опасений агентство Fitch понизило рейтинги крупнейших банков планеты, в числе которых Bank of America, Morgan Stanley, Goldman Sachs, Barclays, Société Générale и BNP. Как отмечают эксперты, индекс Baltic Dry по итогам предыдущей недели снизился на 7,9% до 1738 пунктов в связи с низким спросом на руду со стороны Китая. Запасы этого товара в портах Поднебесной сегодня немногим ниже 98,1 млн тонн - рекордного уровня, зафиксированного в середине ноября.

Наплыв крупных контейнеровозов на европейско-азиатских маршрутах обрушил ставки на перевозку ниже $500/TEU, вызвав простой флота. По данным аналитической компании Alphaliner, около 210 судов суммарной вместимостью 526 тыс. TEU находились на приколе в начале декабря.

Эксперты полагают, что рост ВВП Украины по итогам уходящего года вряд ли превысит 5% в связи с тем, что спрос на металлы на мировых рынках снижается, а эффект от высокого урожая будет постепенно сходить на нет. "Мы полагаем, что динамика экономической активности в 4 квартале 2011 года постепенно потеряет импульс, и рост ВВП по итогам года составит 4,8%. С учетом неблагоприятного внешнего фона и невысокого доверия граждан к экономике страны понижательная тенденция, по-видимому, сохранится и в начале будущего года. Мы сохраняем свой прогноз роста ВВП на 2012 год на уровне 4%, но, если ситуация на мировых финансовых рынках продолжит осложняться, фактический показатель может оказаться ниже", - сообщила Центру транспортных стратегий экономист инвестиционной компании "Тройка Диалог" Ирина Пионтковская.

Рост промышленного производства в октябре замедлился до 4,7% с 6,4% в предыдущем месяце. Основной причиной этого эксперты ИК "Тройка Диалог" считают снижение внешнего спроса. "Наш прогноз роста промпроизводства по итогам года прежний - 7%. Мы ожидаем, что тенденция к его замедлению продлится до конца 2011 года и значительную часть 2012 года", - отмечает Пионтковская.

Сложно сказать, как будет развиваться ситуация в мировой экономике в ближайшем будущем, однако, похоже, что кризисные явления за рубежом и большое количество проблем внутри страны сулят украинским портовикам и перевозчикам непростые времена в следующем году.