Не успела мировая промышленность полностью восстановиться после кризиса 2008 года, как на горизонте замаячили новые проблемы. Трудности в Европе могут обернуться тяжелыми последствиями для всей мировой судостроительной индустрии. Первые тревожные звоночки прозвучали в Южной Корее, которая на сегодня располагает солидным портфелем заказов на новый тоннаж из стран Евросюза. По данным ведущих компаний страны, перевозчики обратились к ним с просьбой отсрочить поставку в общей сложности 24 кораблей на сумму около $3 млрд.

Причиной этому послужило то, что основным источником финансирования для судоходных компаний, заказывающих новый флот, являются долгосрочные заимствования у крупных европейских банков. Однако в связи с неблагоприятной ситуацией в регионе и пессимистичными прогнозами на будущее, эти организации стали жестко ограничивать объемы кредитования транспортных предприятий.

В результате, перевозчики начали все чаще обращаться к производителям с просьбами повременить с поставкой нового тоннажа из-за нехватки финансовых ресурсов. К примеру, STX Offshore & Shipbuilding - один из крупнейших судостроителей Южной Кореи - был вынужден согласиться на отсрочку выполнения заказа на 11 судов общей стоимостью $1,7 млрд в ноябре.

"Мы не исключаем роста отсроченных заказов в следующем году в связи с ожидаемым ухудшением рыночных условий в следующем году", - цитирует издание Business Times представителя STX Group - материнской структуры STX Offshore & Shipbuilding.

Компания Daewoo Shipbuilding также получила обращения от своих клиентов из Европы и Азии с просьбой отложить поставку 13 судов. Правда, эти письма поступили до того, как кризис в еврозоне стал стремительно набирать обороты, объясняет производитель, и их желание продиктовано отнюдь не дефицитом средств, а желанием изменить тип плавсредств на более подходящий для работы в кризисный период. Тем не менее, Daewoo Shipbuilding признает: снижение объемов корпоративного кредитования неизбежно приведет к падению спроса на продукцию отрасли. "При пессимистичном сценарии мировая судостроительная отрасль снова попадет в порочный круг отмененных заказов и запросов на отсрочку поставки продукции, который она пережила в период кризиса 2008 года", - отмечают в Daewoo Shipbuilding.

С подобными проблемами сталкиваются и судостроители Китая, где ряд небольших верфей уже находится на грани банкротства, а остальные получают письма с просьбами об отсрочке либо отказе от законтрактованной продукции. Например, датский перевозчик AS Dampskibssel-skabet Torm в прошлом месяце отменил заказ на постройку танкера в Поднебесной для экономии средств. Греческая судоходная компания Eurobulk Ltd заявила о переносе сроков в договоре на поставку трех судов. "Мы не знаем, когда вернемся к вопросу постройки нового тоннажа. Наше решение будет зависеть от того, как будет развиваться финансовый кризис", - заявил управляющий директор компании Маркос Вассиликос. "Многим компаниям, которые реализовывают программы пополнения флота новыми судами, приходится вести переговоры об отмене либо отсрочке их поставки", - отмечает аналитик норвежской Arctic Securities Эрик Николай Ставсет.

Что же ожидает отрасль в ближайшем будущем? По оценкам инвестиционной компании Macquarie Securities (Австралия), производителям придется отложить выполнение около 30% заказов в текущем году. А в 2012 году этот неутешительный показатель может достичь 40%. Специалисты Arctic Securities заявляют, что реализация программ по обновлению флота требует значительного повышения фрахтовых ставок, чего перевозчики себе позволить не могут. Поэтому, похоже, судостроителей снова ожидают все круги ада, через которые им пришлось пройти в период кризиса 2008-2009 годов.