Доступ на европейский рынок украинских автоперевозчиков стал одним из спорных вопросов в ходе переговоров Украины и ЕС о создании зоны свободной торговли, прошедших в конце мая этого года. Представители нашей страны настаивали на упрощении квотной системы. Ведь, международные перевозки осуществляются на основании паритетных квот (обе стороны получают их одинаковое количество), дающих разрешение на въезд. Превысить количество поездок сверх установленной квоты стороны не могут. Такая специфика не устраивает украинских автоперевозчиков. Они настаивают на либерализации этого рынка. Однако пока ЕС не готов идти им на встречу. За рубежом такие строгие правила для украинских автоперевозчиков объясняют высокими экологически нормами, желанием сохранить дорожное покрытие и борьбой с пробками. Но это лишь вершина айсберга. В некоторых странах транспортные чиновники стараются загрузить заказами железнодорожных перевозчиков, которые пострадали от кризиса.
На красный свет Квотирование действительно болезненный вопрос для украинских перевозчиков. Данная проблема обострилась после ужесточения разрешений со стороны стран СНГ, которые уменьшили количество выдаваемых разрешений украинским перевозчикам. Например, Украина уже исчерпала квоты на Казахстан, есть проблемы с Грузией, Арменией, Узбекистаном - в этих странах, квоты сверх установленного лимита нужно покупать. Стоимость одного разрешения колеблется в пределах 300-500 долларов. "Это происходит потому, что не все страны имеют такой интерес к перевозкам в нашу страну, какой имеем мы к их странам, поэтому они нам не дают достаточного количества разрешений на право осуществлять перевозки. Например, на этот год мы обменялись с Румынией квотами на 11 000 разрешений. Румын устраивает такое количество квот, а вот нам не хватает. Украине нужно как минимум вдвое больше - около 20 000. Ведь мы едем в Турцию и Грецию через эту страну. А румыны едут через нашу территорию только в Россию" - поясняет Александр Лановенко, начальник департамента организации перевозок и информационного обеспечения Ассоциации международных автоперевозчиков Украины ( АсМАП). В последние годы самой большой проблемой для отечественных автоперевозчиков было получить в нужном количестве разрешения у Казахстана, Италии и Австрии.
"Выбить" дополнительные разрешения в течение года довольно сложно. Так весной этого года Мининфраструктуры смогло договориться с Италией о предоставлении всего лишь 800 дополнительных разрешений (к базовой квоте - 15 тысяч разрешений) на осуществление грузовых перевозок в 2011 году. Из 800 дополнительных разрешений 500 выделено для грузовых автомобилей, отвечающих экологическим требованиям Евро III, еще 300 - для автомобилей Евро V. "Сейчас мы еще можем мотивировать свои просьбы подготовкой к Евро-2012, мол, нам нужно завозить материалы, строить гостиницы, аэропорты, стадионы и пр. Это наш аргумент последних лет. И нам шли навстречу, добавляли количество квот. Но что мы будем говорить в 2013? " - переживает г-н Лановенко.
Сейчас в украинских компаниях всего около 2 тыс. машин, удовлетворяющих стандарты Евро-4 и Евро-5, что составляет около 7% парка.
Либерализовать перевозки и открыть рынок для украинцев ЕС и стран СНГ обещают после того как украинцы обновят транспортный парк, который они используют для перевозок. "Украинские водители используют транспортные средства, к которым предъявляются не столь жесткие требования, как в ЕС. И мы хотим поощрить Украину к повышению стандартов", - прокомментировал ситуацию с квотами Филипп Куисон, глава переговорной группы Еврокомиссии по вопросам ЗСТ с Украиной. Однако на обновление парка отечественным перевозчикам средств не хватает: оборотные средства "съедаются", НДС не возмещается (по словам Алексея Любченко, до недавнего времени занимавшего должность заместителя председателя ГНАУ, в сентябре 2010 г. в судебных инстанциях перевозчики оспаривали около 3 млрд грн. невозмещенного НДС, которые можно было бы использовать для закупки техники), а кредитные ресурсы труднодоступны. Сейчас в украинских компаниях всего около 2 тыс. машин, удовлетворяющих стандартам Евро-4 и Евро-5, что составляет около 7% парка.
Под грузом обстоятельств За рубежом такие строгие правила к украинским автоперевозчикам объясняют высокими экологически нормами, желанием сохранить дорожное покрытие и борьбой с пробками. Но это лишь вершина айсберга. В некоторых странах транспортные чиновники стараются загрузить заказами железнодорожных перевозчиков, которые пострадали от кризиса. Так, например, решили действовать в Австрии и Венгрии (там сокращают количество автоперевозок, отдавая предпочтение железным дорогам). Но основной проблемой является желание регуляторов сократить присутствие на рынке "чужих" автоперевозчиков. Кризис сильно сократил объемы грузоперевозок. Согласно данным Международного автотранспортного союза (IRU), только в 2007 году количество банкротств автотранспортных компаний удвоилось, а активность в области грузовых автомобильных перевозок снизилась до 50%. По данным АсМАП в 2008-2009 году в Европе было сокращено более 200 тыс. водителей.
В ЕС опасаются, что украинские компании установят демпинговые тарифы и это ущемит интересы европейских транспортников. Для сравнения заработная плата украинского водителя составляет 1 тыс. евро, европейского - 5 тыс. евро. В кризис украинские автоперевозчики действительно снизили свои расценки (дисконт доходил до 30-40% по сравнению с докризисными ценами). Однако в АсМАП уверяют, что украинские автоперевозчики вряд ли составят конкуренцию европейцам. По данным ассоциации, в Европе в автоперевозках занят 1 млн транспортных средств, а во всем СНГ - только около 100 тыс., в том числе, украинских авто - чуть более 30 тыс. "Это слишком незначительный объем, чтобы говорить о каком-либо переделе рынка" - говорят в АсМАП.
Опасаются за свои заработки и российские перевозчики: на протяжении последних двух лет Россия поднимает вопрос о сокращении размера базовых квот всех стран ЕКТМ (Европейская конференция министров транспорта - международная организация). Например, год назад представители транспортной отрасли России настаивали на тройном уменьшении таких разрешений. По подсчетам Ассоциации международных автомобильных перевозчиков РФ (АсМАП РФ), доля Украины лишь на рынке перевозок в/из третьих стран РФ - около 11%. То есть, если северному соседу удастся пролоббировать такое сокращение квот, украинские операторы только лишь на перевозке импортно-экспортных грузов России потеряют свыше 200 млн долларов в год.