Он прилетел в Киев в сопровождении седьмой жены, но без своих фирменных подтяжек. Почему к нам пожаловал в прошлом самый высокооплачиваемый в мире журналист - 78-летний Ларри Кинг, который 25 лет вел свое шоу на CNN, до последнего дня оставалось непонятно. От официальной версии - интервью с премьер-министром Украины Николаем Азаровым все попросту недоумевали. Впрочем, все прояснилось, когда Ларри рассказал, что ныне является специальным советником канадской горнорудной компании Black Iron, единственные активы которой находятся в Кривом Роге. Следует отдать "канадцам" должное, не каждый инвестор может придумать, как запустить своего лоббиста на встречу с премьером страны для почти часового общения тет-а-тет, да еще и без свидетелей.

Впрочем, как рассказывают в самой компании, Кинг нужен им скорее для привлечения внимания инвесторов и, видимо, в первую очередь западных. В тот же день, когда Ларри Кинг признался в своем сотрудничестве с Black Iron, на официальном сайте компании появилась прямая речь ее президента и исполнительного директора Мэтта Симпсона. Он отметил, что опыт Кинга поможет Black Iron, у которой имеются активы на Украине, в том числе, представить проект компании как привлекательную возможность для инвестиций. Несмотря на то, что Black Iron владеет приобретенными у Виктора Пинчука двумя железорудными месторождениями в Кривом Роге, компания пока выглядит, скорее, проектом, направленным на портфельных и венчурных инвесторов, чем компанией, действительно планирующей войти в число крупных игроков рынка ЖРС.  И вот почему.

Большие соседи Black Iron владеет лицензией на добычу железной руды в двух небольших криворожских месторождениях:  Зеленовском и Шимановском. Они находятся в непосредственной близости от гиганта "АрселорМиттал Кривой Рог". По признанию бывшего генерального директора меткомбината  Рината Старкова, появление Black Iron на самой границе его металлургической империи было неожиданным. Еще прошлой весной он заявлял, что не представляет, как Black Iron собирается вести разработки, поскольку "на той площадке нам вдвоем просто не развернуться". Если теснота смущает компанию Лакшми Миттала, то маленькой Black Iron она только на руку. В компании подчеркивают, что смежность с карьерами "АрселорМиттал" подразумевает доступ к близлежащей ветке железной дороги, а также к другим коммуникациям, которые позволят относительно быстро организовать производственный процесс.

В октябре Black Iron огласила результаты предварительного экономического анализа  Шимановского месторождения.  Из него следует, что компания рассчитывает производить 7,3 млн тонн  гранулированного железа в год с содержанием Fe 67% в течение 28 лет. Предварительный план предполагает запуск в конце 2015 года шахты и концентратора для производства гранулированного железа. Проект оценивается в 896 млн долларов.

Не развернуться Озвученные результаты ввели экспертов рынка в недоумение. "Начать добычу руды как таковую компания, безусловно, сможет - при условии, что Black Iron удастся закончить разведочные работы, получить лицензии, необходимые для проведения горных работ и привлечь необходимое финансирование для проведения вскрышных работ (около 78 млн долларов по оценке самой компании), - рассказывает эксперт центра СASE Украина Евгений Дубогрыз, - Другое дело, что достижение озвученных компанией показателей - как операционных, так и финансовых - в настоящее время выглядит крайне сомнительным". По его мнению, во-первых, профиль месторождения требует строительства карьера, сравнимого по параметрам с близлежащими карьерами Южного ГОКа или "Арселор Миттал", занимающими площадь до 12 кв. км - почти в пять раз больше, чем площадь Шимановского месторождения. Но увеличить площадь месторождения не удастся, поскольку с трех сторон Шимановское месторождение окружено действующими карьерами других производителей, еще с одной - железной дорогой (ветка ст. Кривой Рог - ст. Ингулец).  Более того, сооружение даже меньшего по размерам карьера может привести к частичным обрушениям находящихся рядом упомянутых карьеров ЮГОКа и НКГОКа.

Сооружение карьера может привести к частичным обрушениям находящихся рядом объектов ЮГОКа и НКГОКа

Во-вторых, для заявленных объемов добычи необходимо приобретение земли под строительство обогатительной фабрики и хвостохранилища. "Здесь проблема не столько в цене (согласно нынешнему бизнес-плану компании, на эти цели планируется выделить 80-100 млн долларов, чего может оказаться недостаточно), сколько в отсутствии свободной земли и возможных экологических проблемах, учитывая, что компания, судя по данным из ее последнего отчета, намерена использовать флотационную технологию обогащения руды", - считает Евгений Дубогрыз. К примеру, Южный ГОК уже почти 10 лет ведет переговоры с местными властями о выделении земель под новое хвостохранилище, но пока безуспешно: маловероятно, что новый в Украине игрок сможет в короткие сроки добиться того, что не удалось крупным действующим предприятиям, к тому же, имеющим немалый лоббистский ресурс.

Несмотря на свою всемирную популярность, Ларри Кингу вряд ли удастся решить для Black Iron выше описанные проблемы. Тем не менее, удачное проведение IPO Black Iron на бирже в Торонто  в начале текущего года доказывает, что менеджмент компании избрал правильный путь для достижения своих тактических целей.