Некоторые участки железной дороги на юг от Одессы сейчас похожи на кадры из фильмов о конце света: ржавые рельсы, заросшие пути, полуразваленные станции... Здесь не ходят поезда - тупик. Да и проехать и провести грузы до порта Рени не так-то просто: железная дорога несколько раз пересекает границу с Молдовой со всеми пограничными и таможенными ограничениями. Из-за этого всякая коммерческая деятельность в Ренийском порту становится нерентабельной. Казалось чего проще - соединить железнодорожной веткой станции Измаил и Рени, всего каких-то полсотни километров, и вопрос решен.

Из-за того, что железная дорога к Рени пролегает по территории Республики Молдова, передвижение грузов к порту обходится значительно дороже. Поэтому порт Измаил перегружает 600-700 тысяч тонн в месяц, а порт Рени - до 150 тысяч тонн. Еще 26 июля 2006 года было принято Постановление Кабинета министров Украины №1007, подписанное премьер-министром Юрием Ехануровым, о строительстве железнодорожной линии Измаил – Рени, заказчиком которой должна была стать Одесская железная дорога. Однако в дальнейшем Постановление было приостановлено.

Десятикратное падение А начиналось все как крупный международный проект под эгидой Евросоюза. Сейчас мало уже кто помнит европейскую программу ТАСИС, которая была призвана под флагом помощи бывшим странам Советского Союза построить "шелковый путь" в Азию в обход России.  Прагматичные европейцы подсчитали, и определили, что выгоднее  этот участок пути проложить по территории Румынии с ее тогда уже существующим каналом по Сулинскому устью, развитым морским портом Констанца, и почти решенным вопросом вступления страны в Евросоюз. Комиссия сделала выводы, что участок дороги по украинской территории обойдется дорого и просто нерентабелен.

Отчасти это так, поскольку, во-первых, там трудные участки местности (низины, озера, реки), а во-вторых, земля для строительства находится в частной собственности и ее необходимо выкупать. К сожалению, этими аргументами руководствуются и некоторые украинские чиновники, забывая, что кроме экономического, есть еще и социальный аспект: развитие украинского региона, занятость населения, повышение его благосостояния. 

Молдавия изменяла условия прохождения грузов на Ренийский порт восемь раз

Кроме этого не стоит забывать, что помимо экономической необходимости, должен существовать принцип замкнутости всей дорожной системы государства. Если, скажем, территория другого государства вклинивается острым участком, то необходимо обязательно провести дорогу в обход. Иначе всегда может возникнуть проблема перекрытия этого участка по чужой территории. Сейчас же существующий железнодорожный участок из Одессы на Рени связан лишь с молдавской и румынской железнодорожными системами. А все перевозки осуществляются огромным крюком через Могилев-Подольский. 

Следующая попытка строительства участка дороги была предпринята в 2006 году. 26 июля вышло Постановление Кабинета Министров Украины № 1007 "О строительстве железнодорожной линии Измаил - Рени". Заказчиком строительства определена Одесская железная дорога. Право на утверждение технико-экономического обоснования и проекта строительства железнодорожной линии предоставлено Министерству транспорта и связи, а финансирование - "Укрзализныце". Одесская облгосадминистрация и Минтранссвязи были обязаны обеспечить в установленном порядке оформление разрешительной документации, выделение земельных участков на проектирование и строительство ветки. Было разработано целых четыре предварительных проекта железнодорожной ветки из Измаила в Рени. 

Но "Укрзализныця" финансово проект не потянула, и он опять благополучно заглох. А пока, по данным госмонополиста условия прохождения грузов направлением на Ренийский порт изменялись молдавской стороной восемь раз. Последним по времени изменением был рост транзитных тарифов до уровня $4-5 за тонну из-за транспортировки грузов в обход Приднестровского участка. По данным Ренийского порта, использование транзитного железнодорожного участка через Молдову снижает грузоперевалку на предприятии до 14,5 миллионов тонн в год. А это всего 10-15% его проектной мощности. Соответственно, перевозки через Ренийский железнодорожный узел сократились десятикратно, упав до отметки 0,9 миллионов тонн в год. Сейчас тарифы при перевозке грузов там на 0,5-3,5 доллара за тонну выше, чем в направлениях на другие порты Одесского региона. Так что пока мы ищем деньги на строительство полусотни километров дороги, огромные суммы утекают из бюджета на финансирование и безбедное существование молдавских железнодорожников.

Кругом вода Очередной этап, вернее - попытка строительства дороги, была предпринята в 2008 году. Тогдашний министр транспорта Виктор Бондарь поручил срочно внести предложения о порядке финансирования строительства участка. И обещал, что проблема будет решена в течении двух лет. Прошло уже три года и, как сообщил заместитель Министра инфраструктуры Украины Владимир Корниенко, железнодорожную ветку "Измаил-Рени" в 2012 году строить не будут, несмотря на существующую проблему падения объема грузоперевозок в Ренийском порту. По его словам, проблема падения грузоперевозок действительно существует. Для ее решения нужна связующая железнодорожная ветка между Измаилом и Рени. На осуществление данного проекта необходимо уже около четырех миллиардов гривен. Такие затраты нецелесообразны пока по своей окупаемости. По его словам, министерство поддерживает порт, тратя огромные суммы, чтобы он не умер окончательно. Опять в песок уходят деньги, которые могли бы пойти на строительство дороги, и опять забывают, что дело не только в порте, а и в целом регионе Украины.

На вопросы о перспективах строительства железнодорожной ветки Измаил-Рени председатель Одесского облсовета Николай Пундик отвечает весьма неопределенно: "На сегодняшний день нет даже геологических изысканий. Участок, казалось бы, небольшой, 50 километров, но кругом вода. Железнодорожники называют этот проект утопией. Да, у транспортного ведомства есть свои корпоративные интересы, но есть интересы общенациональные. Дорога в перспективе нужна. Зададимся вопросом: кто заинтересован в развитии транспортной инфраструктуры в этом регионе? Помимо Украины, это Россия и Турция. Однако это не Румыния и другие страны Евросоюза. Как вы знаете, недавно Президент Украины Виктор Янукович встречался с премьер-министром Турции, я думаю, это даст свои плоды".