Глава «Института города» (Одессы – ред.) Антон Яроцкий написал в facebook интересный пост о транспортных перспективах придунайского региона Украины, а также, что следует учитывать при подготовке проекта автобана Одесса-Рени

"Если проанализировать современные наземные транспортные коридоры, которые сложились на основе исторических путей “из варяг в греки”, то можно обнаружить, что сегодня они огибают юг Одесской области - Буджак, украинскую Бессарабию или украинское Придунавье. Кто какой акцент выбирает.

Европейский маршрут Е87 “Анталия - Одесса” вместе с маршрутом Е-95 “Одесса – Санкт-Петербург” - один из таких транспортных коридоров. Трасса М-15 “Одесса - Рени” - стратегически важный для участок этого международного коридора. Кроме того, что сцепка маршрутов Е87 и Е95 конкурирует с другим международным маршрутом Е-85 “Александрополис - Констанца - Клайпеда”, есть сложности и на региональном уровне. Маршруты Е584 и Е581, проходящие через территорию Молдовы, являются привлекательной альтернативой трассе Одесса - Рени.

Читайте также Дикий Юг: почему в украинской Бессарабии нужно строить дороги

Что в этом деле нам нужно понимать? Украина с выходом на Дунай - это принципиально другое по своей геополитической силе государство. Видимо, мы это не до конца сами понимаем. Удивительно, но Молдова намного эффективнее отстаивает свои государственные интересы.

Молдова получила выход на Дунай после того как мы передали им участок земли, где они построили порт Джурджулешть. Мы это сделали в ущерб собственному порту в Рени. В обмен мы получили участок дороги между п.п. Маяки и Удобное возле молдавского села Паланка. Это одна из двух наших артерий, которые соединяют “украинский материк” с Бессарабией. Вопрос о том, являлся или обмен равноценным оставим. Что сделано, то сделано. Товар обмену и возврату не подлежит.

"Чтобы попасть из Украины в Румынию необходимо пересечь украинскую границу, потом въехать в Молдову - проехать 2 км (!) - и выехать. Только потом - румынская граница". 

Однако мы не настояли на защите своего государственного интереса и не получили права транзитное перемещение транспорта в самом п.п. Джурджулешть. Чтобы попасть из Украины в Румынию необходимо пересечь украинскую границу, потом въехать в Молдову - проехать 2 км (!) - и выехать. Только потом - румынская граница. Нет никакого рационального объяснения тому, что транзитный транспорт вынужден терять время в пути на границе, чтобы пересечь тер. Молдовы. Это безусловно снижает транспортную привлекательность нашего маршрута М-15 и играет на руку молдавской стороне.

Кроме этого, и на участке дороги в Маяках-Удобное не все хорошо. Необходимо увеличение дорожного полотна, ремонт мостов и разделение потоков на тех, кто выезжает из Украины в Молдову и тех, кто движется транзитом. Эти два “узких горлышка” оставляют без воздуха огромный регион, наши порты на Дунае, наше черноморское побережье.

Миллиардные проекты строительства трассы Одесса - Рени не принесут никакой пользы, если мы не решим эти проблемы. Паромные переправы и мосты через Днестровский лиман - слишком большая цена за инфантильность и импотенцию защитников наших национальных интересов. Нам необходимо взглянуть на ситуацию не как эндшпиль, а как дебют, в котором мы, ради достижения выгодной позиции, совершили несколько тактических жертв".

Читайте также Дороги в порт просто нет – Интервью с главой ГП "Измаильский морской торговый порт"