Если посмотреть на географическую карту, то может показаться, что попасть из Одессы в Румынию или Болгарию проще простого. По прямой – это каких-то несколько сотен километров. Но на деле оказывается, что дорога на автомобиле занимает от 5-6 часов, да еще и заставляет хорошо поломать голову над определением направления движения – угадать дорогу в более-менее сносном состоянии (впрочем, все равно попадешь на ямы). Вершина парадокса – отсутствие прямого автомобильного сообщения между Одессой и Румынией, все дороги идут только через Молдову, а это дополнительное пересечение границы.

В Украине, несмотря на то, что на дворе уже 21-й век, все еще сохраняются "дикие регионы" со слаборазвитой инфраструктурой. До них довольно сложно добраться даже из ближайшего областного центра. Одним из таких регионов является южная часть Одесской области или, другими словами, украинская часть Бессарабии. Есть и другое историческое название – Буджак, но оно употребляется реже. Если внимательно посмотреть на карту Одесской области, то можно увидеть, что ее южная часть представляет собой "остров". С одной стороны Днестровский лиман, с другой – Дунай, на востоке – Черное море, а на западе – граница с Молдовой. Как любому настоящему острову, украинской Бессарабии также не хватает прочной связи с остальной частью страны.

Читайте также Дороги в порт просто нет – Интервью с главой ГП "Измаильский морской торговый порт"

А если посмотреть на этот регион как на часть Юго-Восточной Европы, то становится очевидным другое. Буджак обладает солидным транзитным потенциалом. После аннексии Россией Крымского полуострова Бессарабия является самым южным регионом Украины, а значит – наиболее близка географически к Румынии, балканским странам и Турции. Это дает возможность создать сухопутный коридор между портами Эгейского, Мраморного и Балтийского морей. К примеру, грузы из Стамбула могли бы доставляться по суше в Ильичевск, затем грузиться на контейнерные поезда "Викинг" и ZUBR, следующие в порты стран Балтии. Это один из вариантов, возможны и другие. Например, паром через Дунай, а дальше по анонсированному недавно Саакашвили автобану Одесса-Рени. В любом случае инфраструктуру региона необходимо сильно менять. Для этого региону нужны новые дороги, стабильное ж/д сообщение с остальной частью Украины и паромное сообщение с соседней Румынией.

Дороги

Первым "кирпичиком" новой инфраструктуры нашей Бессарабии должны стать нормальные дороги. Сейчас Буджак с материковой частью страны соединяют всего две дороги. Но у каждой из них есть ограничения, которые делают их малопригодными для превращения в транзитный коридор. Одна дорога проходит через Затоку. На участке между Каролино-Бугаз и Шабо дорога довольно узкая, проходит через населенные пункты, а в Затоке находится разводной мост. Ехать быстро на этом участке – задача не из легких, а в Затоке можно попасть на время развода моста.

Другая дорога – Одесса-Измаил-Рени. О состоянии ее дорожного покрытия лучше не вспоминать. Есть у нее и другая проблема. Дорога частично (8 км) проходит через территорию Молдовы в районе села Паланка. По межправительственному соглашению 1997 году между Украиной и Молдовой, последняя обязывалась уступить этот участок, но до сих пор этого не сделала. Сейчас дорога между Маяками и Удобным контролируется украинскими пограничниками, а украинцы могут проезжать без таможенного и паспортного контроля. Дальнейший статус дороги требует решения на межгосударственном уровне, тем более, что Украина сделала Молдове территориальную уступку в Джурджулештах.

Чтобы решить этот вопрос, Украина уже сейчас может продумывать проект объездной дороги от Маяк до Красной Косы – через камыши вдоль Днестровского лимана. Перед КПП "Маяки" новая дорога будет поворачивать не в Паланку, а в сторону Красной Косы. Кончено, это нанесет определенный вред экосистеме плавней Днестровского лимана. Но это путь наименьших затрат для государства, который Украина может реализовать уже в ближайшее время, параллельно выполняя капитальный ремонт существующего участка.

Есть, правда, и другой вариант, более дорогостоящий. В 2011 году Кабмин одобрил ТЭО строительства дороги между Овидиополем и Белгород-Днестровским. Проект очень амбициозный, поскольку предусматривает строительство мостового перехода через Днестровский лиман. Новая дорога, конечно, сократит путь втрое, но требует непомерных финансовых затрат, которые тогда были оценены в 8 млрд грн. К тому же, при строительстве нужно учесть интересы Белгород-Днестровского морского порта, чтобы он не оказался отрезанным от моря. Спустя четыре года судьба данного проекта остается неизвестной.

Железная дорога

Другим "кирпичиком" является ж/д сообщение. Железная дорога между Одессой и Измаилом, а также ветка Арциз – Басарабяску является однопутной, и по большей части неэлектрифицированной. Для того, чтобы регион стал полноценной транспортной артерией, этого недостаточно. Нужен второй путь и электрификация для дороги Одесса – Измаил. Не помешала бы и обходная дорога от Выгоды через Маяки и Красную Косу до Маразлиевки (место стыковки с действующей). Тем более, дорога уже построена частично – от Выгоды до Мирного, вблизи Теплодара. Это улучшит сообщение с материком и позволит ускорить доставку грузов в/из Бессарабии.

Если перевозка грузов на участке Одесса – Измаил осуществляется, то пассажирского движения на нем практически нет. До Белгород-Днестровского еще курсируют электрички из Одессы – 5 пар в день. А дальше пассажирского ж/д сообщения, попросту говоря, нет. Между Одессой и Измаилом четыре раза в неделю ходит только один поезд. Если взглянуть на его время в пути – 6,5 часов, становится понятно, почему поезд ходит редко. Автобус преодолевает это же расстояние за 4 часа. И это несмотря на разбитые дороги. Поезд немного выигрывает по стоимости: сидячие места – около 40 грн, купе – около 130 грн. Проезд в автобусе стоит как место в купе. При этом автобусы ходят каждый день и довольно часто. Поэтому пассажирам не остается другого выбора.

В контексте железной дороги особое место занимает порт Рени. Это единственная гавань страны, которая соединена ж/д сообщением с другой страной, а не с Украиной. Естественно после появления порта в Джурджулештах судьба Рени оказалась под большим вопросом. Проект строительства дороги Рени-Измаил обсуждался в 2000-х, но, похоже, и он канул в Лету. Возможным выходом из ситуации могло бы стать привлечение Молдовы к управлению портом. В этом случае надо четко обозначить все точки и запятые, чтобы не вышло как с Паланкой.

Паромы

Третьим "кирпичиком" новой инфраструктуры должны паромы на Дунае. Уже не первое десятилетие эта идея витает в воздухе. Не одна инициатива была "похоронена заживо". Предполагаемые маршруты будущих паромов – Орловка-Исакча и Измаил-Тульча. Первый вариант является наиболее удобны, он даже частично реализован. Румынская сторона выполнила соответствующие работы возле Исакчи. Теперь же слово за Украиной. Однако, у нас, похоже, на словах все и заканчивается, точнее на отводе земли.

Второй вариант – Измаил-Тульча – принято считать менее реалистичным: его маршрут будет длиннее, а с воплощением есть свои нюансы. Его инициатором выступил народный депутат Юрий Крук, активно его лоббировавший. Можно долго спорить о целесообразности того или иного проекта. Но если с румынской стороны практически все готово, так почему же не воспользоваться этим? В этом контексте возникает закономерный вопрос: что о нас думают соседи? В любом случае, паромное сообщение необходимо. Чем дольше Украина будет затягивать с его открытием, тем хуже для нас.

Послесловие

Без обновленной инфраструктуры Бессарабия и дальше будет оставаться "диким Югом" Украины. А единичные инициативы не смогут изменить ситуацию. Здесь уместно вспомнить пример частного поезда Киев-Измаил. Он курсировал всего лишь месяц, а затем был отменен ввиду низкого пассажиропотока. Этот пример явно показывает, что регион слабо раскручен в туристическом плане. О нем мало кто знает за пределами Одесской области. А интересного здесь немало. К примеру, не в каждой области Украины найдется албанское село. А Дунайские плавни? А "озерный край" вблизи Измаила? В конце концов, море здесь тоже есть. Новый губернатор Михаил Саакашвили, похоже. Решил всерьез заняться преобразованием области и украинской Бессарабией в том числе. Посмотрим, что у него получится.

Читайте также: Что задумал Михо: 5 тезисов Саакашвили о транспорте и инфраструктуре Одесского региона