Финансирование
Финансирование "Укравтодора" на 2020 год предусмотрено в объеме 90,2 млрд грн. Из них только 31,5 млрд грн - Дорожный фонд; 19,3 грн - кредитные средства под госгарантии; 35 млрд грн - часть средств "Нафтогаза" от победы у "Газпрома" в Стокгольмском арбитраже; 44 млрд грн - проекты, финансируемые международными финансовыми организациями.
Что касается 22 млрд грн субвенции бюджета на дороги местного значения, то ими распоряжаются областные госадминистрации и дорожное ведомство отношения к ним не имеет.
Вместе с тем, в "Укравтодоре" отмечают, что сейчас информация обо всех тендерах доступна в системе публичных закупок ProZorro, где каждый при желании может сопоставить и объективно проанализировать цифры.
"Лишних" 36 млрд грн
Речь идет о 35 млрд грн, поступивших от победы в Стокгольмском арбитраже. Эта сумма изначально в начале года была запланирована для финансирования значительного количества проектов дорожного строительства и ремонта.
Благодаря этим деньгам летом 2020 года "Укравтодор" смог расплатиться за выполненные услуги, а также начать работы на новых объектах.
На заявление Уманского о том, что Госагентство получило еще 2 млрд грн финансирования, в "Укравтодоре" парируют, что речь только о 600 млн грн. Их Кабмин перераспределил с других программ, которые финансируются неэффективно, чтобы до конца года успеть инвестировать средства в экономику.
Читайте также "Укравтодор" выступает за перераспределение 61,5 млн грн на оборудование для "Охматдета"
Новая методология
Изменения в тендерной документации - это введение единых методических рекомендаций для тендеров "Укравтодора". Это позволило повысить экономию на тендерах до 7,3%, в то время как в прошлые годы этот показатель был на уровне 4-6%, а также снизить активность "тендерных троллей".
Основные квалификационные требования к подрядчикам - наличие опыта и оборудования, финансовая состоятельность - соответствуют аналогичным требованиям на тендерах международных финансовых организаций. На украинском рынке была выбрана более ослабленная модель (требования кредиторов более жесткие), как компромиссный вариант. Однако в дальнейшем тендерный дорожный рынок будет развиваться в направлении международных стандартов и практик. На сегодня "Укравтодор" активно сотрудничает с МФО не только по конкретным проектам, но и научился методологии работы с такими проектами.
Читайте также 10 вопросов о новых правилах дорожных закупок "Укравтодора"
Картель
Разговоры о "картеле" стали производной от смены парадигмы работы "Укравтодора". В 2020 году ведомство сменило подход и перешло от неэффективных подрядов на ремонты дорог отрезками по 1-2 км до ремонтов и реконструкции дорог большими участками. Соответственно, и выполнять такие подряды могут компании, обладающие соответствующим финансовым, техническим и людским ресурсом.
В "Укравтодоре" заявляют, что на пике строительного сезона стало понятно, что говорить о картеле, когда на рынке есть 20 компаний с суммой контрактов свыше 1 млрд грн, не приходится. Крупные игроки постоянно конкурируют на торгах - это все отражено в системе ProZorro.
В целом, что касается мониторинга закупок, то, как отметили в дорожном ведомстве, в этом году Государственная аудиторская служба Украины проводит рекордное количество проверок закупок "Укравтодора" - под проверку попали более 260 процедур, и каждый день эта цифра растет.
Читайте также Национальные чемпионы: Крупнейшие строительные компании автодорог в ЕС
Дисконт
"70-80% стоимости тендера - это материалы. Еще 5% - фонд оплаты труда. То есть выполнить услуги и одновременно забрать оттуда даже 20%, не говоря уже о 40% дисконта для субподрядчиков, - невозможно", - говорят в "Укравтодоре". - Манипуляция о 40% или даже 100% откатов могла срабатывать в начале дорожного сезона, когда только происходили закупки. Однако не тогда, когда на финише выполнения плана почти 4000 км государственных дорог. Это при том, что на 1400 км крупнейших объектов привлечен независимый технический надзор, который контролирует качество выполнения".
Также в ведомстве утверждают, что сэкономить на материалах подрядчикам на наиболее важных объектах будет сложно, поскольку впервые независимый технадзор здесь выполняют компании из Австрии, Кореи, Польши, Франции.