О качестве строительства автомобильных дорог в Европе говорить, пожалуй, никому не нужно. Согласно рейтингу Всемирного экономического форума, половину мест в топ-20 по параметру качества дорожной инфраструктуры занимают именно страны ЕС. Мы решили взглянуть, какие же компании сформировали позитивный образ Старого Света и продолжают развивать дорожную сеть Европейского континента. Разумеется, охватить весь рынок в одной публикации нереально, а потому мы сконцентрировались на обзоре ведущих компаний дорожно-строительной отрасли в некоторых европейских странах.

Здесь следует отметить, что рынок этот очень концентрирован - хотя работа находится десяткам тысяч компаний различного калибра, но за десятилетия сформировалась группа игроков, получающая основную часть крупных контрактов. Примечательно, что для ведущих компаний дорожный сектор является лишь частью бизнеса, а параллельно они развивают сектора строительства недвижимости, энергетики, ж/д инфраструктуры и т.д. Что лишь усиливает тенденцию к концентрации рынка.

По оценкам исследования ResearchAndMarkets, в 2018 году объем рынка строительства инфраструктуры в ЕС составлял 604 млрд долл. В 2019-м он должен был вырасти еще на 3,5-5,5% с акцентом на строительство автомобильных дорог и ж/д инфраструктуры. При этом, в Восточной Европе до 2023 года рост прогнозировался на уровне 3%, в Западной Европе - до 5%. Эти оценки озвучивались задолго до пандемии коронавируса и, разумеется, будут скорректированы. Но неизменным останется то, что рынок этот огромен и с компаниями-лидерами стоит познакомиться поближе. Так кто же они?

Великобритания

Хоть Великобритания и вышла из состава Евросоюза в конце января, но мы все же решили включить в обзор британские компании, ввиду того, что они являются серьезными игроками на мировом рынке.

Размер рынка дорожного строительства Великобритании оценивается в 8 млрд фунтов стерлингов (почти 9 млрд евро) в год. Инвестиции государства в дорожное строительство, согласно стратегии на 2015-2020 годы, составляли 15 млрд, на следующем этапе, в 2021-2025 годах они были запланированы в размере 25 млрд. Суммарное количество предприятий дорожно-строительной отрасли в стране - более 4,4 тыс., но наибольшую долю на рынке строительства дорог и автомагистралей в Великобритании занимают три крупнейших компании: Balfour Beatty Group Limited, Amey UK plc и Costain Ltd.

История Balfour Beatty насчитывает уже 110 лет, а количество сотрудников - 26 тыс. человек. Компании принадлежит 50% акций гонконгской компании Gammon Construction. Портфель заказов холдинга во всех секторах строительства составляет 14,3 млрд фунтов стерлингов (включая заказы в Гонконге и США).

Согласно отчету за 2019 год, в таких секторах как поддержка критической инфраструктуры в Великобритании (куда включены и автомагистрали) и инвестиции в инфраструктуру портфель заказов составил 3, и 1,07 млрд фунтов стерлингов соответственно. Чистая прибыль по итогам прошлого года составила 500 млн фунтов стерлингов.

Компания в свое время строила "Барьеры Черчилля" (комплекс дамб на Оркнейских островах, что расположены на северо-востоке от Шотландии), из недавних проектов в ее активе - Абердинский западный периферийный маршрут, а совсем недавно Balfour Beatty была определена как один из подрядчиков строительства инновационных автодорог на Туманном Альбионе. В конце апреля Highways England назвала фирмы, которые в течение 10-летнего срока будут строить отрезки интеллектуальных автомагистралей, в которых используются активные системы управления движением. Суммарный размер контракта 4,5 млрд фунтов стерлингов. Помимо Balfour Beatty, исполнителями работ также были выбраны уже упомянутая Costain и консорциум Bam Nuttall/Morgan Sindall.

Costain, как и Balfour Beatty, входит в число многолетних лидеров отрасли строительства инфраструктуры в Великобритании. При этом примечательно, что компания имеет совместное предприятие с крупнейшими игроками строительного рынка Австрии и Швеции - Skanska Costain Strabag. Именно этот консорциум в апреле получил уведомление от High Speed ​​Two о начале полного детального проектирования и строительства первой фазы высокоскоростной железной дороги HS2.

Возвращаясь к автодорогам, отметим, что недавно Costain получила 200-миллионный контракт на модернизацию участка скоростной магистрали А30 на юге Англии в Корнуолле. В составе еще одного СП, со Skanska и Balfour Beatty, Costain поучаствовал в ремонте автомагистрали A14 на сумму 1,4 млрд фунтов стерлингов, выполнив контракт досрочно на полгода.

Еще одна компания из лидирующей тройки - Amey UK - больше сконцентрирована на обслуживании дорог (при том что, автодороги не являются основным направлением ее деятельности, уступая первенство ж/д). Amey работает не только в Великобритании, но и сотрудничает с транспортным управлением Нью-Йорка, дорожными службами Австралии, обслуживая 30 тыс. км во всем мире. 

737bd576-8e7e-405b-b34c-7a6f0af94421.1 

Франция

Самым значимым игроком в строительной сфере Франции является Vinci - крупнейший строительный холдинг в Европе. Со средним числом проектов в мире более 30 тыс. в год, деятельность Vinci охватывает транспортную, водную инфраструктуру, работы в сфере энергетики, добычу полезных ископаемых. Общий доход Vinci в 2018 году составил 43,5 млрд евро. Самые крупные инфраструктурные проекты Vinci в данный момент осуществляются за пределами Франции. Например, строительство моста через Панамский канал или проектирование и строительство самого 17-километрового Фемарнбельтского автомобильного и железнодорожного подводного тоннеля, который свяжет Данию и Германию. Всего в структуре Vinci работают более 222 тыс. человек.

Одна из компаний, входящих в холдинг Vinci, - Eurovia - является одним из французских лидеров на рынке строительства и содержания автомобильных и железных дорог. Доход компании в 2019 году составил 10,2 млрд евро, более половины доходов было получено во Франции (помимо этого, компания имеет подряды в 14 странах, самые крупные - в Чехии и Словакии).

По состоянию на 2019 год в обслуживании Eurovia находились 70 тыс. км автомобильных дорог по долгосрочным контрактам. Количество персонала насчитывало 45 тыс. человек. В работе находилось 40 тыс. проектов транспортной и городской инфраструктуры. В данный момент компания выполняет ряд крупных проектов за пределами Франции, тогда как внутри страны наиболее значимыми строительными проектами являются реконструкция набережной в Ла-Гранд-Мот, ремонт автомагистрали А62 между Тулузой и Монтобаном, строительство бульвара в Хагенау.

Вместе с Eurovia ведущими игроками в этом бизнесе являются Colas и Eiffage Infrastructure.

Colas - крупная французская строительная группа, специализирующаяся на строительстве дорог и железнодорожных путей. Входит в Bouygues Group. Дорожное строительство составляет 80% деятельности группы. В отчетах группы говорится, что этот бизнес на материковой части Франции обеспечивает ей доход в среднем около 5,5 млрд евро в год (чуть меньше половины от общего объема). Общий доход группы в 2019 году составил 13,7 млрд евро, из которых львиная доля - это строительство дорог. В целом Colas по состоянию на 2018 год имела 60 тыс. дорожных проектов по всему миру. В компании работают 57 тыс. сотрудников, 32,5 тыс. из которых - рабочие.

Одним из проектов, которыми особенно гордится Colas, является реконструкция ВПП в аэропорту Париж-Орли, проведенная в 2019 году.

Eiffage - еще одна крупная французская строительная компания. По состоянию на 2010 она была третьей по величине во Франции и пятой - в Европе. Eiffage занимается строительством автомобильных и железных дорог, гражданским строительством.

Eiffage принимает участие в большом количестве операций по строительству и обслуживанию дорожной сети от местных дорог до автомагистралей и от парковок до крупных логистических центров, как в государственном, так и в частном секторах. Ежегодно компания осуществляет порядка 30 тыс. проектов по всему миру, имея в распоряжении 23 тыс. сотрудников. В 2018 году инфраструктурные проекты Eiffage принесли ей 5,5 млрд евро дохода. В данный момент компания имеет множество проектов, связанных с развитием городской инфраструктуры как во Франции, так и по всему миру, однако наиболее известными ее проектами являются строительство виадука Мийо во Франции (вантовый мост общей длиной почти 2,5 км, завершен в 2004 году), высокоскоростной ж/д линии Bretagne-Pays de la Loire (завершена в 2017 году). Одним из направлений своей работы компания называет разработку и строительство инновационных автомобильных дорог.

vinci  

Австрия

Известно, что Австрия в 2016 году инвестировала в дорожную инфраструктуру 444 млн евро. Однако это не самый высокий показатель за последние десятилетия. К примеру, в 2008 году инвестиции составили 874,5 млн евро. Кто же является крупнейшими игроками на этом рынке?

Strabag - немецко-австрийский холдинг. В 2018 году его доход составил 15,2 млрд евро, в 2019 - 17 млрд. Входит в десятку крупнейших строительных компаний Европы, реализуя проекты по всему Европейскому континенту, а также за его пределами. Стоит отметить, что компания занимается не только дорожными проектами, но строительством жилья, коммерческой недвижимости, тоннелей, прочих объектов инфраструктуры. На момент начала карантина по причине пандемии коронавируса у Strabag насчитывалось 1000 объектов строительства по всей Австрии. 

Что касается дорожного строительства, то Strabag является ведущим поставщиком дорожно-строительных услуг в Австрии, Германии, Польше, Венгрии и Словакии. 

"Мы работаем повсюду: от строительства пешеходных дорожек и велосипедных дорожек до всех аспектов строительства дорог до строительства международных автомагистралей по всему миру", - говорится на сайте компании.

Porr - один из крупнейших австрийских строительных подрядчиков. Как и Strabag, Porr занимается строительством не только дорог, но и различных инфраструктурных, коммерческих, жилых и прочих объектов. В прошлом году объемы производства Porr составили 5,6 млрд евро, объем заказов - 5 536 млн евро. 2,5 млрд евро дохода Porr получила на своих проектах в Австрии.

В 2019 году компания завершила 4-летнюю реконструкцию автомагистрали А23 в Австрии. Проект включал в себя снос и новое строительство 3,7-км магистрали, включая основной участок, пандусы, мосты и насыпи.

0b390b99520e509e06dd605178d859068a8e482a  

Германия

Германия ожидаемо щедро инвестирует в свою дорожную сферу. За последние 15 лет самый низкий уровень инвестиций составлял 10,2 млрд евро - это было в 2005 году. В 2017-м речь шла уже о 13,2 млрд евро.

Уже упомянутые Strabag и Porr активно реализуют проекты и в соседней Германии, будучи там видными игроками рынка.

Так в 2019 году Strabag выполнила работ по строительству транспортных маршрутов в Германии на 3 миллиарда евро. Количество заказов холдинга в этом сегменте в прошлом году составило около 2,1 миллиарда евро. К концу года в Strabag на строительстве транспортных маршрутов в Германии было занято 13 180 человек. Среди знаковых инфраструктурных проектов Strabag в Германии в прошлом году - строительство перрона в аэропорту Берлин-Шенефельд. В 2020-м году, воспользовавшись карантином, компания осуществила в рекордно короткие сроки реконструкцию ВПП в аэропорту Штутгарта, укрепление мостов на немецкой автостраде BAB9 возле Аллерсберга. Также одно из направлений работы Strabag в Австрии и Германии - обслуживание (в т. ч . зимнее) и уборка дорог.

Porr в 2019 году в Германии заработала 1,5 млрд евро. Одним из знаковых проектов компании здесь является строительство нового моста через Рейн в Леверкузене стоимостью 360 млн евро. Общая протяженность мостовых конструкций составит 377 м. Работы начались в 2018 году, срок сдачи проекта - 2026 год.

Еще один дорожный гигант - Hochtief. Это немецкая компания, в которой в секторах энергетики, транспортной инфраструктуры и горнодобывающей промышленности работают 64 тыс. человек. В 2018 году она получила доход в размере 23,9 млрд евро.

Буквально на днях компания выиграла подряд на строительство вантового моста через Рейн в Дуйсбурге (стоимость проекта - 500 млн евро). Среди других дорожных проектов Hochtief значительная часть реализуется в других странах Европы, Америки и в Австралии.

SPR1_2  

Испания

В последние 20 лет Испания отличилась наивысшими темпами дорожного строительства. С 2000 по 2018 год в стране было построено более 15,5 тыс. км автомобильных дорог. В данный момент Испания обладает широкой сетью автострад и уже не нуждается в таком интенсивном дорожном строительстве, хотя, по планам, озвученным правительством в 2017 году, страна намеревалась до 2021 года пополнить свою сеть автострад еще 2 тыс. км дорог. Однако интенсивное развитие прошлых лет привело к тому, что испанские компании стали очень активны на мировом рынке, где получают все больше крупных подрядов.

Крупнейшая строительная компания Испании - ACS Group - сегодня работает по всему миру в сфере строительства и развития инфраструктуры. Гражданские и промышленные проекты испанской группы принесли ей в 2018 году доход в размере 36,5 млрд евро. Компания является крупным работодателем, обеспечивая работой 190 тыс. человек.

Большую часть работ группа выполняет за пределами Испании - в Европе большое количество объектов в последнее время сконцентрировано в Великобритании и Польше. Однако и внутри страны есть несколько значимых проектов за последнее время. Так, в 2018 году были выполнены работы по строительству автомагистрали A-67 на участке между Сьеррапандо и Барредой в Кантабрии, сдан участок трассы А-21 между Сигуэсом и Тьермасом. В 2020 году компании группы выполнят проект по расширению проезжей части автомагистрали N-220 на участке между аэропортом Валенсии и автомагистралью V-30.

Ferrovial - компания со штаб-квартирой в Мадриде, однако тоже работает по большей части "на импорт". Ее штат насчитывает более 75 тыс. человек. Компания работает на рынках Испании, Португалии, Ирландии, Швейцарии, Греции, Канады, Чили, Великобритании и США. Хотя название компании буквально означает "железная дорога", ее операции включают инфраструктурные проекты, управление аэропортами, а также строительство жилых и коммерческих зданий. Основным контрактами, полученными Ferrovial 2019 году, является строительство тоннеля Сильвертаун в Лондоне и шоссе NTE 35W 3C в Техасе.

Всего на счету Ferrovial почти 4,7 тыс. км новых дорог. Непосредственно дорожные работы осуществляются под несколькими брендами Ferrovial. Один из них - Budimex, наиболее известный по своим проектам в Польше. Второй - Cintra. Среди крупных проектов последней - строительство и концессия дороги 407 ETR в Торонто (Канада), 27-км участка высокоскоростного шоссе Lyndon B. Johnson в Техасе (США) и ряда других автомобильных магистралей.

Будимекс  

Польша

В 2018 году доходы 15 крупнейших строительных компаний Польши составляли 33,2 млрд злотых (примерно 7,4 млрд евро), что на 11% превысило показатель 2017 года. Строительные компании достигли рекордной стоимости производства на в 206 млрд злотых (45,7 млрд евро).

Значительная часть работ пришлась на проекты в сфере ж/д инфраструктуры и строительство автодорог, хотя указанные показатели учитывают и строительство жилой и коммерческой недвижимости.

Лидером польского рынка является Budimex. Доходы группы выросли в 2018 году на 16% и составили 7,38 млрд злотых (примерно 1,6 млрд евро).

Австрийская группа Strabag в Польше в позапрошлом году заработала 4,1 млрд злотых (0,9 млрд евро) и продемонстрировала рост +12,7 г/г. На третьем месте оказалась шведская Skanska с доходом в з млрд злотых (0,67 млрд евро). Еще одна австрийская компания - Porr - в 2018 году увеличила свои заработки в Польше на 64%, что позволило ей подняться с 7 на 4 место с доходом примерно 0,61 млрд евро. В первую пятерку также вошла польская группа Erbud, заработавшая около 500 млн евро. Еще одна польская строительная компания - Unibep - была на шестой позиции с прибылью в 0,37 млрд евро. Замкнула польскую "великолепную семерку" 2018 года еще одна местная строительная группа - POLIMEX-MOSTOSTAL с прибылью примерно 360 млн евро.

Таким образом, если взять показатели первых семи строительных корпораций, то их прибыль составила около 22,8 млрд злотых или почти 69% строительного рынка Польши. Еще раз подчеркнем, что сюда вошли не только дорожные проекты, но они составили значительную часть.

Как уже было сказано, лидером рынка является Budimex. В 2019 году компания лишь усилила свои позиции - ее выручка составила 7,57 млрд злотых (+2,46% г/г). На строительный сегмент пришлось чуть более 7 млрд злотых (для сравнения, на девелоперский - 0,55 млрд). По итогам первого квартала 2020 года чистая прибыль группы составила 1,8 млрд злотых. Портфель заказов на конец 2019 года составлял 10,8 млрд злотых.

Из последних проектов Budimex можно отметить достройку в сотрудничестве со Strabag и Budpol объездной дороги Ченстоховы, который открывал премьер-министр Матеуш Моравецки; участок скоростной магистрали S5, соединяющей Познань и Вроцлав (стоимость проекта 292 млн злотых); западную кольцевую дорогу Белостока с 5-ю виадуками и всей сопутствующей инфраструктурой.

Сейчас компания-лидер дорожного строительства в Польше продолжает работы на участках магистрали S5 Куявско-Поморском и Варминско-Мазурском воеводствах по контрактам, подписанным в апреле этого года; совместно с Strabag будут построены 23 км из 81 км автодороги А1, соединяющей юг и север страны.

Беларусь

Беларусь, конечно же, в ЕС не входит, но ее пример мы также решили рассмотреть, поскольку подрядчики из этой страны активно стремятся на украинский рынок. Лидирующим игроком на рынке дорожного строительства в стране-северной соседке Украины является холдинг "Белавтодор", объединивший десять предприятий, которые в свое время и построили основную сеть дорог Беларуси. "Белавтодор" также имеет филиалы в РФ и Казахстане, в Украине реализует деятельность СП "Белавтодор-Украина". Холдинг был создан в 2013 году, располагает более чем 3,5 тыс. единиц техники, численность работников превышает 9 тыс. человек. Одним из знаковых проектов последних лет стало строительство в цементобетоне второй кольцевой дороги Минска. Еще одним крупным инфраструктурным проектом стало строительство второй ВПП в аэропорту Минск. Помимо непосредственно дорожного строительства и ремонта, предприятия "Белавтодора" также производят дорожно-строительную технику, дорожно-строительные материалы, изготавливают железобетонные, стальные и другие изделия для дорожно-мостового строительства.

Важно отметить, что холдинг находится в управлении Государственного комитета имущества Беларуси (государство - собственник 100% акций "Белавтодора") и, по сути, является монополистом дорожного строительства в стране. Как отмечал ранее в интервью Бизнес.Цензору гендиректор компании "Автомагистраль-Юг" Николай Тимофеев, "Беларусь приглашает и американцев с их технологиями, и, возможно, португальцев. Но в частном порядке: белорусы нанимают инжиниринговую компанию спроектировать аэропорт, обучить местных специалистов, но сами работы выполняет только "Белавтодор". В стратегии холдинга до 2023 года прямым текстом обозначена задача: "Получение 100% привлекательных проектов в Республике Беларусь". А нашей стране в этой стратегии уделено особое место - говорится о "фокусе экспортных продаж на Украине". При этом для работы в Беларуси "Белавтодор" намерен привлечь стратегического иностранного партнера.

Беларусь

Украина

Рынок дорожного строительства в Украине не так велик, как в ЕС, но европейские тренды ему не чужды. Как и в целом в Европе, в нашей стране в последние годы наблюдается тенденция к усилению его концентрации. В одном из комментариев в начале этого года бывший министр инфраструктуры Владимир Омелян отмечал, что сейчас в стране есть около десятка компаний, способных выполнять дорожные ремонты на высоком уровне.

В начале 2019 года "Наші гроші" проанализировали данные о тендерах на 40 млрд грн в 2018 году. Оказалось, что десять крупнейших подрядчиков получили 18 млрд грн из этой суммы. Лидером стала компания "Автомагистраль-Юг" с долей в 14%, по 4-6% досталось Оnur, "Онур Конструкцион Интернешнл", компаниям "Ростдорстрой", "Славдорстрой", "Полтавабудцентр", ООО "ШБУ 77", доли 2-3% пришлись на компании "Автострада", ПБС, ДП "Львовский облавтодор". Интересно, что если на топ-десятку компаний в 2018 году пришлось 47% дорожных подрядов, то годом ранее этот показатель достигал 70%.

В 2019 году подрядчики из первой десятки также заняли чуть меньше половины рынка. Из контрактов на сумму 87 млрд грн лидирующей группе "перепало" подрядов на 42 млрд грн. В лидерах, как уже называвшиеся "Автомагистраль-Юг", "Ростдорстрой", Оnur, "Онур Конструкцион Интернешнл", так и такие как "Технобудцентр", "ШРБУ-48". Также среди фаворитов на рынке называются компании ПБС и "Автострада".  

Таким образом, в Украине на данный момент можно говорить о 7-10 игроках, формирующих рынок. Возможно, это не так уж плохо с позиции материальных и технических ресурсов, которые могут аккумулировать крупные компании. Другой вопрос - качество, обеспечить которое должен в том числе "Укравтодор", как путем привлечения профессиональных технических консультантов, так и не привлечения к дорожным работам компаний, которое должное качество обеспечить не смогли.

Читайте также Дороги под присмотром: Зачем "Укравтодор" внедряет технадзор международных компаний