Стамбул утопает в пробках. Но пассажирам скоростного автобуса, который соединяет европейскую и азиатскую части города, они ни по чем. Как же функционирует этот вид транспорта и в чем его особенности?
Ужасный трафик - так кратко жители Стамбула характеризуют дорожное движение в своем городе. Километровые пробки и тянучки служат тому подтверждением. Стамбул и в самом деле не самый комфортный город для поездок на личном автотранспорте. Но есть несколько хороших альтернатив - метро, трамвай, скоростной автобус. Из трех перечисленных видов транспорта только один удобен для того, чтобы добраться из Европы в Азию или наоборот, то есть с одной части города в другую. Это скоростной автобус, который в Стамбуле курсирует под брендом Metrobus.
Стамбульский Metrobus
"Фишки" скоростного автобуса
Скоростной автобус как вид транспорта появился в 1974 году в бразильской Куритибе. Тогдашний мэр города Жайме Леймер подсчитал, что строительство легкого метро неподъемное для городского бюджета, и нашел компромисс. Так появился новый способ передвижения по городу - скоростной автобус, соединивший в себе лучшие качества метро и автобуса. Вход на станции осуществляется через турникеты, как в метро; платформы на станциях находятся на одном уровне с автобусом, что обеспечивает удобство и быстроту перемещения пассажиров; двухполосная дорога, по которой передвигается скоростной автобус, отделена от других магистралей, что гарантирует быстроту передвижения.
Вход на станцию через турникеты
На этом схожесть с метро заканчивается. Отличие от метро одно - пассажиров возит не поезд, а автобус, что позволяет сэкономить на прокладке рельсов. Сейчас этот вид транспорта используют около 170 городов во всем мире.
Автобус едет по отдельной дороге (вид из кабины водителя)
Особенности Metrobus
В Стамбуле скоростной автобус начал работать в сентябре 2007 года. Тогда был открыт первый, 18-километровый, участок Авджилар-Топкапы с 15 станциями. Он соединил западную и центральную части города. В последующие пять лет магистраль Metrobus разрослась до 52 километров, а количество станций увеличилось до 44, семь из которых оказались в Азии. Для стамбульского Metrobus характерны все черты скоростного автобуса: турникеты на станциях, выделенная и огражденная от общего потока линия движения, одинаковый уровень пола автобуса и остановочной платформы.
Выделенная полоса для автобусов - не лишняя на фоне стамбульского трафика
Но есть у него и один минус, из-за которого он проигрывает аналогичным транспортным системам в других странах мира. Маршрут Metrobus проходит по Босфорскому мосту, который соединяет Европу и Азию. На этом мосту у автобуса нет выделенной полосы, он едет в общем потоке. После пересечения моста Metrobus вновь возвращается на выделенную линию. Стоит отметить, что поток автомобилей движется по Босфорскому мосту довольно быстро, поэтому автобус не сильно замедляет свое движение.
Возвращение на выделенную линию после переезда моста
Маршруты
Если смотреть на карту Стамбула, то маршрут Metrobus окаймляет город дугой с запада на восток. Скоростные автобусы курсируют по одной магистрали, но маршрутов несколько. Только один маршрут (номер 34G) охватывает весь путь между конечными станциями Бейликдюзю Сондурак (Beylikdüzü Sondurak) и Согютлючешме (Söğütlüçeşme). Расстояние между ними можно преодолеть за 83 минуты. Другие маршруты проходят по отдельным отрезкам магистрали, а время передвижения по ним, соответственно, короче.
Карта общественного транспорта Стамбула. Линия Metrobus отмечена светло-коричневым
Все маршруты имеют номер 34, к которому добавляется одна или две буквы. Есть только один безбуквенный номер - 34, который курсирует между станциями Авджилар на юго-западе и Зинджирликую на северо-востоке европейской части Стамбула. Количество станций на маршрутах Metrobus варьируется от 8 до 44.
Техника и люди
Автобусный парк Metrobus насчитывает 460 единиц техники. Значительная часть - это двухсекционные автобусы производства Mercedes: марки CapaCity - 250 единиц, Citaro - 100 единиц и Conecto - 60 единиц. Также во флоте Metrobus есть 50 трехсекционных голландских автобусов Phileas. К слову, транспортная компания IETT, управляющая общественным транспортом Стамбула, оперирует более 3 тыс. автобусов, то есть на Metrobus приходится 1/6 муниципального автобусного парка города.
Автобус Phileas
Сколько персонала задействовано в обслуживании скоростного автобуса Стамбула, нам не удалось узнать в IETT. Но автору посчастливилось побывать на конечной станции Согютлючешме и понаблюдать за пересменкой водителей. На конечных станциях Metrobus есть специальные площадки или развязки для разворота автобусов. Согютлючешме является конечным пунктом скоростного автобуса в азиатской части Стамбула.
Место разворота
Сам процесс пересменки длится считанные минуты. Автобус после высадки пассажиров едет на площадку для разворота, где и происходит смена водителей. Отработавший водитель выходит из салона, а новый входит внутрь и садится за руль. После чего автобус направляется к платформе, где загружается пассажирами. Смена длится 8-9 часов. Помимо водителей, в Metrobus есть диспетчерский центр, сотрудники которого мониторят и корректируют трафик во избежание заторов, ведь в пиковые часы автобусы следуют один за другим с интервалом менее минуты.
Пересменка
Оплата проезда
Кондукторов в Metrobus вы не встретите, потому что они не нужны. На всех станциях установлены турникеты, через которые можно пройти, только оплатив проезд. Хотя автор наблюдал, как на станции "Босфорский мост" (Boğaziçi Köprüsü, первая остановка на азиатском берегу) несколько местных жителей без оплаты проникли на платформу. Сама станция находится возле того места, где автобус съезжает с моста и вновь возвращается на свою выделенную полосу. Поэтому с одной стороны платформа здесь не ограждена.
Купить билет за наличные нельзя. Для начала вам необходимо обзавестись Istanbulkart ("стамбульская карта") или Mavi Kart ("синяя карта"). Для отдельных групп пассажиров действуют специальные карты и льготные тарифы - например, для студентов, учителей. Затем в автомате нужно пополнить карту на определенную сумму, в зависимости от количества планируемых вами поездок. Оплата за проезд зависит от количества остановок, которые вы планируете проехать. Скажем, за проезд 1-3 остановок пассажиру необходимо заплатить 1,95 лиры (около 12 грн), 10-15 остановок - 3,35 лиры (около 21 грн), 22-27 остановок - 3,5 лиры (около 22 грн), более 40 остановок - 3,85 лиры (около 24 грн). С 24:00 до 06:00 эта тарификация не действует, ночью устанавливается единый тариф на все поездки, независимо от расстояния - 3,85 лиры.
Пополнение карты в автомате
Карта Istanbulkart является универсальной для использования во всех видах общественного транспорта Стамбула. К примеру, в трамваях и метро действует единый тариф. Если пассажир воспользуется этой картой при оплате за проезд в Metrobus, с него спишется максимальная сумма в размере 3,85 лиры. Но деньги за неиспользованные остановки можно вернуть. При выходе со станции возле турникетов стоят специальные аппараты - Para Iade Makinesi (аппараты возврата денежных средств). Пассажиру необходимо приложить Istanbulkart, и деньги будут обратно на карту.
Одна из станций скоростного автобуса
Режим работы
Metrobus работает круглосуточно. Ежедневно его услугами пользуется порядка 800 тыс. пассажиров (население Стамбула достигает 15 млн человек). Скоростной автобус - очень удобный способ передвижения по Стамбулу, но это не относится к пиковым часам. На большинстве станций они наблюдаются с 7 до 9 часов утра и с 5 до 8 часов вечера. В эти периоды Metrobus провозит от 40 до 50% дневного пассажиропотока. Поэтому в часы пик вам придется немного потолкаться в толпе и, возможно, пропустить несколько заполненных автобусов.
Переход на станцию метро
Многие станции являются удобными пересадочными узлами на другой вид транспорта, а на некоторых есть возможность воспользоваться сразу несколькими видами транспорта. Например, со станции Зинджирликую можно пересесть на "зеленую" линию метро, а со станции Топкапы - на "оранжевую" линию метро и на трамвай №1, который едет в исторический центр Стамбула.
Навигация на пересадочном узле
Пересадочные узлы оснащены эскалаторами, травелаторами, а иногда даже подземными лифтами. При этом повсюду очень много указателей, так что заблудиться сложно.