Facebook0 Twitter

Территория заводов - так выглядит юго-западная окраина Днипра. Один завод соседствует с другим. Самым знаменитым из них является Южный машиностроительный завод, более известный как "Южмаш". Находится он на шумном перекрестке улиц Криворожской и Рабочей. Многим он известен как место, где изготавливались боевые ракеты "Сатана". Но не все знают, что на территории некогда секретного предприятия производят трамваи.

С 1993 года украинская компания "Татра-Юг" арендует здесь часть цехов, на базе которых наладила производство трамваев. За 25-летнюю историю украинский производитель освоил 7 новых типов машин. Чтобы детальнее узнать о трамвайном производстве, мы посетили производственные мощности "Татра-Юг" на "Южмаше".

Южмаш5

Главный административный корпус "Южмаша"

"Трамвайные отцы"

Местом рождения трамваев "Татры-Юг" является конструкторское бюро. Это настоящий мозговой центр компании. Заходим в помещение, где работают конструкторы. Просторный кабинет, где трудится десяток инженеров, которые с помощью компьютеров создают дизайн будущих трамваев.

1

Конструкторское бюро

При входе находится рабочее место Владислава, заместителя начальника конструкторского бюро. А на соседнем столе лежат эскизы трамваев. "Это распечатки. Их используют в цехах. Часто их запрашивают субподрядчики", - поясняет он.

Проектирование трамвая является трудоемким процессом, поэтому длится около года. "Год - это усредненный показатель. Проектирование может занимать и меньше времени. Все зависит от поставленной задачи и имеющихся наработок. Если нужно создать полностью новый трамвай, без каких-либо заимствований из предыдущих наработок, тогда получится год", - рассказывает Владислав.

3

В среднем проектирование нового трамвая занимает 1 год

После создания проекта трамвая еще год идет на его воплощение в жизнь. "Производственный цикл длится от 10 до 15 месяцев. Теоретически его можно уменьшить, но мы подвязаны под поставки от субподрядчиков. С нами работают еще 250 украинских компаний", - говорит Инесса Кердивара, заместитель директора ООО "Татра-Юг". После осмотра КБ идем в производственные цеха.

Изготовление деталей

Компания "Татра-Юг" арендует у "Южмаша" несколько помещений. В них находятся цех механической обработки, корпусный цех, участок изготовления ходовой части, цех финальной сборки, покрасочная и контрольно-испытательная станция.

3

Производственные мощности "Татра-Юг"

"Весь процесс производства локализован на "Южмаше". Когда создавалось наше предприятие, на этом заводе в рамках конверсии освободились высококвалифицированные кадры. Многие из них перешли к нам, и переквалифицировались на производство трамваев", - рассказывает Инесса Кердивара об истории "Татра-Юг".

1

Корпус трамвая для египетской Александрии

Идем в корпусный цех. Он находится в довольно просторном помещении. Сразу же в глаза бросается кузов трамвая. "Это один из египетских трамваев", - поясняет замдиректора. В цеху находится крупногабаритная стапельная оснастка, около десятка стапелей, на каждом из которых происходит сварка деталей будущего кузова трамвая - крыши или боковин.

2

Стапели для производства трамваев

Рядом со стапелями лежат детали для будущих кузовов - трамвайные тележки, колеса, различные металлоконструкции. Производственные мощности компании рассчитаны на 100 трамвайных вагонов в год. Кроме того, у "Татра-Юг" есть возможности для расширения мощностей, но пока такой потребности нет. Недалеко от корпусного цеха расположены несколько станков, которые используются для обработки разных деталей. Это один из цехов механической обработки.

2

Внутри будущего трамвая рабочие устанавливают электропроводку

"В настоящее время ввиду малого количества заказов у нас работает около 150 человек. Ранее при большей загрузке штат составлял около тысячи человек", - рассказывает директор по производству Владимир. Пытаемся поговорить с одним рабочим, но он наотрез отказывается, проявляя излишнюю скромность.

Вопрос персонала очень важен для компании. "Мы, как и другие машиностроительные компании, находимся в постоянном поиске кадров. Поэтому мы организовали школу трамваестроения на заводе. Мы обучаем молодых специалистов сами", - делится проблемами Инесса Кердивара.

1

Трамвайные тележки

Выпуск трамвая

После сборки кузов трамвая отправляют в пескоструйную камеру, а после в покрасочный цех. Это небольшой бокс, где трамвай проходит покраску. Заглядываем в него на несколько минут. Все выглядит лаконично. Трамвай только что покрасили, его окна заклеены специальной бумагой, а в воздухе чувствуется запах краски.

1

В покрасочном цехе

За покраской следует финальная сборка. Речь идет о внутреннем обустройстве трамвая. В цеху финальной сборки идет активная работа над интерьером египетского трамвая. Несколько рабочих "шаманят" с его проводкой.

Рядом с египетским трамваем находится пара готовых трамваев и несколько кузовов. "Эти кузова мы изготавливали по заказу Киева, но они, к сожалению, не заплатили нам, сославшись на отсутствие финансирования", - с горечью говорит Анатолий Кердивара, директор "Татра-Юг".

12

Кузова несостоявшихся трамваев для Киева

Недалеко от цеха финальной сборки находится контрольно-испытательная станция. Испытания проходят в несколько этапов. "Когда трамвай собран, его отправляют на дождевание - поливают водой под большим давлением, чтобы проверить на герметичность. Затем вагон проверяют на контрольно-испытательной станции. Его подключают к сети и тестируют, как работает оборудование. После чего трамвай можно поставлять заказчику", - поясняет Анатолий Кердивара.

1

Контрольно-испытательная станция

Не трамваями едиными

Трамваи - не единственная продукция, которую изготавливает "Татра-Юг". Компания разработала и запатентовала производство бесшумных трамвайных путей. Пример такой плиты лежит в цеху финальной сборки.

"Одна из существенных проблем трамвая в Украине как вида транспорта - это плохое состояние рельс. Можно изготовить бесшумный трамвай, но он не сможет тихо ездить по старым рельсам. Почти 20 лет назад мы разработали и запатентовали свою технологию трамвайных путей - бесшумный путь", - рассказывает Анатолий Кердивара.

плита

Плита бесшумного пути от "Татра-Юг"

Этот способ укладки трамвайных путей предполагает изготовление специальных железобетонных плит с двумя нишами, в которых размещаются рельсы, а по бокам - резиновые уплотнители. Около 15 лет назад "Татра-Юг" проложила 3 км такого полотна в Днипре на улице Чернывшевского. "Даже спустя столько лет эти трамвайные пути находятся в отличном состоянии", - утверждает директор компании.

"Наша технологическая оснастка позволяет изготавливать до 15 км бесшумных путей в год. К сожалению, из-за отсутствия денег в городах очень редко меняются трамвайные пути. По схожей технологии менялись рельсы в Киеве, Одессе, Кривом Роге. Не везде замена была выполнена должным образом. Но, все же, хоть понемногу полотно улучшается", - говорит руководитель "Татра-Юг".

Потенциал заграницы

Несколько раз мы уже упоминали о трамваях, которые "Татра-Юг" делает для Египта. Речь шла о поставке по контракту, подписанном в феврале 2017 года. Украинская компания выиграла тендер на поставку 15 сочлененных трамваев в Александрию, опередив консорциум Stadler и "Белкоммунмаш", а также китайскую корпорацию CRRC. Лишь недавно египетская сторона внесла предоплату и "Татра-Юг" приступила к выполнению заказа. "Первая поставка трамваев в Египет планируется в начале июня. В целом, заказ мы должны выполнить к концу 2019 года", - уточняет руководитель компании.

3

Сборка одного из вагонов для Египта

Также сейчас производитель работает над созданием нового низкопольного трамвая. "В Украине есть предубеждение, что высокопольные и частично низкозкопольные вагоны - не актуальны в мире и от них отказываются. На самом деле весь рынок Америки, в том числе Канада и США выбирают для своих новых систем трамваи или частично низкопольные или высокопольные. Мы же изготавливаем вагоны, которые указывает в своей документации заказчик. Мы готовы к новшествам. К концу следующего года у нас будет 100-процентный низкопольный трамвай. Сейчас мы находимся на финальной стадии проектирования и приступаем к производству. Он будет ориентирован на европейский рынок, поскольку трамваи такого класса в Украине практически не востребованы из-за отвратительного состояния путевого хозяйства ", - делится планами Анатолий Кердивара.

15

Анатолий Кердивара возле пока последней реализованной разработки компании - трамвая К1М6

Возможности в Украине

Перспективы украинского рынка не столь радужны для "Татра-Юг". В 2015 году компания продала всего 7 вагонов, а в 2016 и 2017 годах не поставляла продукцию украинским городам. "Некоторые города Украины взяли за практику покупать не новые, а списанные б/у трамваи или еще хуже - только новые кузова, ставя их на старые тележки. Безусловно, списанный трамвай будет дешевле нового, но это выходит в перспективе гораздо дороже из-за частых поломок, простоев, затрат на ремонты и самое главное - это угроза здоровью и безопасности пассажиров. При этом некоторые мэры и не хотят покупать новые трамваи, потому что они хотят брать количеством, их не сильно заботит, сколько и как будет работать трамвай. К тому же, в Украине не ценят отечественного производителя. Жаль, что так происходит, но таковы реалии. Попробуйте продать трамвай, к примеру, в ближайшую Беларусь или Польшу где есть свое производство. Защита собственного производителя и внутреннего рынка является сейчас приоритетом для всех развитых государств. США, к примеру, требуют 75 процентов локализации для общественного транспорта", - рассказывает о тонкостях рынка глава "Татра-Юг".

1

Новый трамвай уже прошел испытания в Каменском, успешно протестирован в Днипре, а в скором времени его повезут в Киев

Многие украинские города традиционно жалуются на нехватку финансов для обновления подвижного состава. В "Татра-Юг" считают, что это лишь отговорка. "Очень часто городские власти оправдываются, что у них нет денег на обновление трамвайного парка. Это не совсем так, поскольку в крупных городах бюджеты развития довольно большие, поэтому они могут закладывать определенные суммы на покупку новых трамваев. Есть и другие финансовые альтернативы. Сейчас некоторые города покупают троллейбусы и автобусы на кредитные средства, предоставленные ЕИБ и ЕБРР. Кто ищет возможность, тот находит", - поясняет Анатолий Кердивара.

2

В кабине водителя трамвая К1М6

Несмотря на все проблемы в Украине, руководитель "Татра-Юг" уверен в перспективности трамвая в нашей стране. "Во всем мире, особенно в Европе и в Северной Америке, наблюдается бум строительства трамвайных систем. Украина пока что отстает от этого тренда и сейчас активно развивает троллейбусный транспорт, хотя везде, кроме стран СНГ от него отказываются. Мы хотим сохранить трамвай в Украине. Для этого у городов есть все возможности. На начальном этапе городским властям стоило бы обратить внимание на техническое состояние трамвайных вагонов, чтобы люди не боялись туда заходить", - резюмирует Анатолий Кердивара.

55

В столице трамвай "Татра-Юг" будут тестировать там, где вагоны с полностью низким полом не могут ходить из-за плохого состояния трамвайных путей

Оптимизм в руководителя "Татра-Юг" вселяет трамвай К1М6, изготовленный в прошлом году. Трехсекционный вагон уже прошел испытания в Каменском, сейчас он успешно протестирован в Днипре, а в скором времени по просьбе мэра столицы его повезут в Киев. Он будет ездить не на Борщаговской линии, а там, где вагоны с полностью низким полом не могут ходить из-за плохого состояния трамвайных путей. "Мы изготовили такой вагон, который адаптирован под тяжелые условия эксплуатации, при этом он технически и по дизайну не уступает европейским аналогам. Кстати, в производстве участвует 41 предприятие Киева. Мы видим, что трамвай интересен заказчикам. Надеемся, что украинский вагон понравится киевлянам", - подытоживает глава компании.

Читайте также Новое и незабытое старое: Как обновляют трамвайное хозяйство в 7 городах Украины