Крупнейший поставщик авиатранспортных услуг для ООН "ЮТэйр" понес первый ущерб от введения нового регламента конкурсов по выбору подрядчиков. По итогам тестового тендера контракт для обслуживания миссии ООН в Конго получила американская компания AAR, хотя ее предложение было дороже, чем аналогичное предложение на предыдущих торгах. Об этом сообщает Коммерсантъ.

По словам гендиректора "ЮТэйр" Андрея Мартиросова, "новые принципы повышения прозрачности и учета интересов ООН при выборе поставщика очень сложно проследить". Топ-менеджер полагает, что большое количество параметров, предъявляемых к конкурсантам, "запутало саму организацию".

ООН к середине апреля планировала внедрить новый регламент отбора поставщиков авиатранспортных услуг. Его суть состоит в том, что в требованиях тендера не указываются тип и количество необходимой авиатехники, а лишь общие условия. Участники должны указать в заявках наиболее "эффективные решения, соответствующие требованиям". Победит компания, предложившая наиболее "рентабельный вариант". Сейчас не менее половины контрактов, заключаемых на этом рынке с годовым объемом 773 млн долларов, приходится на услуги российских авиакомпаний.

Новый порядок отбора уже вызвал вопросы у постпреда РФ при ООН Виталия Чуркина, который рассказал, что в пилотном проекте победили компании из США и ЮАР. По его словам, американская компания предоставила вертолет, "выпущенный 45 лет назад", а стоимость присужденного ей двухгодичного контракта "едва ли не вдвое больше, чем затраты на аналогичную авиатехнику на предыдущих торгах".

По данным Чуркина, сумма контракта составила 13 млн долларов, но в сообщении победителя конкурса - американского подрядчика AAR - речь идет о сумме порядка 19 млн долларов. Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что годовой контракт с использованием Ми-8 стоит в среднем 3 млн долларов, тогда как эксплуатация вертолета Sikorsky S-61 обойдется в 6 млн долларов. При этом возраст российской авиатехники в среднем меньше на 20-25 лет, но характеристики идентичны зарубежным аналогам.

Секретариат ООН ссылается на то, что у выбранной авиатехники более экономичные авиадвигатели и дешевле обслуживание. По мнению собеседника, знакомого с ситуацией, с учетом новых критериев российские подрядчики будут получать контракты "по остаточному принципу", в регионах, представляющих наименьший интерес для американских конкурентов.