В июле под давлением ВТО правительство России может обязать своих автопроизводителей платить утилизационный сбор наравне с импортерами автомобилей. Тем самым сбор, вводившийся как мера защиты российских автозаводов, обернулся против них самих. По подсчетам правительства, расширение сбора может принести бюджету около 150 млрд рублей (4,7 млрд долларов), пишет Коммерсантъ.

Сейчас действует правило, что российские автопроизводители берут на себя лишь обязательства по последующей утилизации своих автомобилей. Однако правительство на днях уже внесло в Госдуму законопроект об уплате утилизационного сбора, наравне с импортерами.

Напомним, утилизационный сбор был введен после официального присоединения России к ВТО, с 1 сентября 2012 года. Официально его объясняли "защитой экологии" и необходимостью создания "развитой сети утилизации автомобилей", но фактически это поддержка местных автопроизводителей.

Размеры сбора для новых легковых машин сейчас составляют 17,2-110 тыс. рублей (540-3459 долларов), для новых LCV и грузовиков - от 75 тыс. до 450 тыс. рублей (2,3-14,1 тыс. долларов), для подержанных - от 132 тыс. до 1,7 млн рублей (4,1-53,4 тыс. долларов).

Другие члены ВТО считали, что сбор создавал "дискриминационные условия для импортеров". Представители Евросоюза были готовы оспаривать сбор "в суде ВТО". В ходе саммита России и ЕС в декабре 2012 года Владимир Путин поручил в месячный срок проработать вопрос о выравнивании условий сбора, а уже в феврале глава Минэкономики Андрей Белоусов заявил, что "принципиальное решение" об отмене "механизма гарантий" принято.