Заметное снижение импортных контейнерных перевозок, вызванное снижением курса рубля, привело к тому, что частные операторские компании РФ столкнулись со сложностями в предоставлении контейнеров для экспорта. Как полагают в РЖД, в долгосрочной перспективе операторам лучше подумать о наращивании парка тары и платформ, пишет Гудок.

Как сообщил на конференции "Рынок транспортных услуг и развитие транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке" директор по развитию и линейным перевозкам RUSCON.Ltd Андрей Нараевский, дефицит контейнерной тары наблюдается в Центральном регионе, а также в Екатеринбурге и Новосибирске, в то время как в дальневосточных портах фиксируется их накопление.

"Свободные контейнеры для экспорта в Центральном регионе расходятся как горячие пирожки. Операторские компании всеми способами стремятся привлечь тех грузоотправителей, которые везут импорт в Москву и эти города. Экономическая ситуация не позволяет совершать длинные порожние перевозки, поэтому если привлечь их не удается, то каждый поезд превращается в серьезный минус. Поэтому перед операторами сейчас стоит самая важная задача - обеспечить максимальную загрузку и в импорте, и в экспорте", - отметил Нараевский.

Прошлый год выдался очень динамичным для рынка контейнерных перевозок, притом что объемы в целом не упали. Как пояснили Гудку в РЖД, экспорт вырос на 8%, внутренние перевозки - на 4%, но импорт упал - на 11%. Данные по январю этого года издание не приводит.

На конференции была представлена динамика портов, из которой следовало, что в Северо-Западном и Южном регионах наблюдались падение импорта и рост экспорта (в целом ситуация с объемами выглядит вялой), но в направлении Дальнего Востока пошел активный поток. Порт Владивостока вырос на импорте на 12%, на экспорте - на 6% (единственный порт, где рос и импорт, и экспорт), а Находка показала рост экспорта на 24%, но и падение импорта на 13%. В январе этого года продолжается спад импорта - минус 25%.

Два года назад ситуация была обратной: шел хороший поток импорта, и уже на Дальнем Востоке образовалась нехватка контейнеров для экспорта. Тогда некоторые операторы даже отправляли туда порожние составы. Такая же проблема возникала и в 2007-2008 годах.

По данным "Трансконтейнера", исходя из погрузки в морских портах дефицит контейнеров на рынке по последнему кварталу прошлого года составил 28,3 тыс. TEU, а в январе этого - 7,5 тыс.

Президент Уральской логистической ассоциации Сергей Шавзис замечает, что у частных контейнерных операторов сложилась довольно нерациональная структура парка контейнеров, платформ и терминалов. "В стране сейчас порядка 400 тыс. TEU, из них около 100 тыс. - у ПАО "Трансконтейнер", которое ушло в международную ОТЛК, и без иностранных контейнеров мы не потянем все необходимые перевозки. Мы ничего не сможем сделать ни в импорте, ни в экспорте, что показывает нашу крайнюю зависимость. Кроме того, у нас мало платформ - всего 35 тыс. Из них порядка 25 тыс. у "Трансконтейнера". Получается, что все немалые вложения в контейнерные терминалы, которые последние годы осуществлял частный бизнес, опираются всего на 10 тыс. платформ и иностранные контейнеры", - отметил Шавзис.