В связи со значительным обмелением подходных каналов Угольной гавани порта Мариуполь распоряжением капитана порта проходная осадка уменьшена до 7,2 метров с 4 августа 2015 г., сообщил "Украинским новынам" директор ГП "Мариупольский МТП" Александр Олейник.

"Ситуация в Мариупольском порту приближается к критической - нужно быстрее проводить дноуглубление", - отметил он. "У нас всегда была глубина, позволяющая иметь проходную осадку 8 м., а на сегодняшний день - уже 7,2 м. Потеря осадки в 80 см не позволит погрузить на судно около 2-2,5 тысяч тонн грузов. Много ли это? Да, особенно для судов с дедвейтом 10-12 тыс. т. Судовладельцам в таком случае будет невыгодно заходить в порт, либо ставки фрахта будут очень высоки", - рассказывает Александр Олейник.

Потеря грузопотока из-за уменьшения проходной осадки оценивается в 100 тыс. тонн в месяц, что составляет для ГП "Мариупольский МТП" около 11-12 млн. грн. недополученного дохода ежемесячно.

Напомним, председатель АМПУ Андрей Амелин 31 июля сообщил, что Администрация морских портов Украины намерена в ближайшее время подписать договор с подрядной компанией для реализации проекта дноуглубления Мариупольского и Бердянского морских портов. Дноуглубительные операции в обоих портах объединены в один проект с общим объемом извлечения грунта в объеме 2,2 млн кубометров.

По словам главы АМПУ, предполагалось привлечь к работам иностранные компании, однако этого в итоге не случилось. Договор будет подписан с украинским подрядчиком, информация о названии и опыте в дноуглублении которого не раскрывается до подписания договора.

"Также мы столкнулись с еще одним негативным моментом. Для привлечения иностранного флота к дноуглубительным работам следует оформлять таможенный ввоз и осуществлять значительное количество соответствующих платежей. Это серьезно увеличивает стоимость работ", - подчеркнул Амелин, отметив, что АМПУ намерена выступить с инициативой отмены такой практики.

В 2012 году для проведения дноуглубительных работ и поддержания паспортных глубин на подходном канале Мариупольский порт приобрел специалированное судно "Меотида". Однако в сентябре 2014 года по распоряжению главка АМПУ судно было переведено на отстой в Бердянский порт и затем в Белгород-днестровский порт, а подходные каналы Мариупольского порта тем временем теряли глубину. Проблемная ситуация неоднократно обсуждалась и в период прошлой зимней навигации и в ходе визита в порт министра инфраструктуры Андрея Пивоварского в июне этого года. Министр анонсировал начало реализации масштабной программы дноуглубления, но каких-либо работ в этом направлении в Мариупольском порту до сих еще не проводилось. Соответствующий конкурс на проведение дноуглубительных работ был проведен еще 1 июля, но договор с подрядчиком так и не был подписан.

По информации источников ЦТС, критическая ситуация с обмелением подходных каналов в Мариупольском порту из-за бездеятельности руководства филиала и главы АМПУ будет обсуждаться у министра инфраструктуры Украины на ближайшем совещании. Аналогичная острая ситуация со снижением безопасности навигации вероятно сложилась и в бердянском филиале АМПУ. Однако даже в случае позитивного решения, реальное начало дноуглубительных работ можно ожидать не ранее конца августа по мере решения бюрократических формальностей, получения согласований и разрешений подрядчику для проведения работ, поиска и подхода необходимого флота.

Ситуация должна проясниться после этого совещания, на котором станет известно кто все-таки этот подрядчик, какое количество и с какой производительностью флот он намерен поставить на выемку грунта, в какие сроки он начнет работы и когда будет снято ограничение по проходной осадке.