Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 февраля подписал указ о введении утилизационного сбора для транспортных средств, сообщает lenta.ru.
Текст документа пока не обнародован. Ожидается, что указ начнет действовать с 1 марта. В нем будет прописан размер сбора, определяются лица, которые должны его выплачивать, а также оговаривается порядок и начисления и выплат. Утильсбор вводится для "рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды".
Сбор будет действовать для транспортных средств с электродвигателем (за исключением гибридных установок), самосвалов с массой более чем в 50 тонн, предназначенных для бездорожья, а также для всех автомобилей физлиц вне зависимости от объемов двигателя. Ставки налога будут определяться правительством. Он будет действовать и для тех автомобилей, которые ввезены из других стран Таможенного союза, то есть России и Казахстана.
От сбора освободят автомобили в собственности посольств, а также тех белорусских предприятий, которые сумеют гарантировать безопасное обращение с машинами, потерявшими свои потребительские свойства.
Белорусское издание "Ежедневник", которое в декабре 2013 года получило доступ к тексту указа, сообщило 6 февраля, что новые легковые автомобили, ввозимые физлицами подорожают на примерно на 2 тыс. российских рублей (505 гривен), а подержанные - на 3 тыс. (758 гривен). Ранее оно отмечало, что под сбор не попадут машины старше 30 лет с оригинальным двигателем и кузовом, а также машины, произведенные в Беларуси - МАЗ, Geely и Zotye.
В России утилизационный сбор для местных автопроизводителей действует с начала 2014 года. Для импортных автомобилей он работает с 2012 года. Его официальное предназначение - сбор средств для экологически безопасной переработки автохлама. Неофициально импортеры воспринимают его как протекционистскую меру. Против утильсбора неоднократно выступали в Евросоюзе.