"Укрзализныця" установила скидку 70% к базовому тарифу на перевозку белорусского мазута по маршруту от станции Барбаров, где расположен Мозырский НПЗ, до любого из портов, работающих с этой номенклатурой грузов (Одесский, Южный, Николаевский, Севастопольский). В 2013 году действовала такая же скидка. Об этом сообщает Капитал со ссылкой на телеграмму УЗ.

Скидка предоставляется при условии гарантированного грузопотока в 2,5 млн тонн за год.

Директор "Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн ставит под сомнение такой объем. "Мозырский НПЗ производит около 3-2,5 млн тонн мазута в год. По сути, требование УЗ - это все его производство. Увеличить объем транзита по сравнению с прошлым годом в два раза будет невозможно без второго белорусского производителя - Новополоцкого нефтеперерабатывающего завода. Однако он находится на севере страны, и им удобнее поставлять мазут в порты Балтики", - утверждает эксперт.

Читайте также Беларусь в 2013 году значительно увеличила транзит мазута через Украину

В целом Куюн считает сомнительным, что такой объем пойдет через Украину. По его словам, транзит российского и казахстанского мазута через Украину снизился как раз из-за того, что его производители и трейдеры переориентировали транспортные потоки в направлении балтийских портов.

Кроме того, планам по наращиванию через Украину транзита белорусского мазута может помешать модернизация Мозырского НПЗ.

Украина в 2013 году увеличила транзитную перевалку мазута из Беларуси на 40% по сравнению с 2012 годом - до 1,41 млн тонн. Рост транзита обеспечивали контракты БНК с сырьевыми трейдерами Trafigura и Gunvor, которые ежемесячно транзитировали 100 тыс. тонн белорусского ресурса. В то же время транзит мазута из России через Украину в 2013 году снизился на 29% до 849,29 тыс. тонн, из Казахстана - на 68% до 239,2 тыс. тонн.

По оценкам ИГ "Петромаркет" (Россия), производители мазута из России переориентировали экспортные потоки на собственные порты в Черноморском регионе РФ. С 2010 года растет перевалка мазута через Новороссийск и Туапсе. При снижении транзита мазута из Казахстана через Украину растет перевалка этого ресурса другими странами, среди которых черноморские порты России и Балтики.

Общий транзит мазута через Украину в 2013 году снизился на 16,3% по сравнению с 2012 годом - до 2,5 млн тонн.