Украина в 2013 году увеличила транзитную перевалку мазута из Беларуси на 40% по сравнению с 2012 годом - до 1,41 млн тонн. Об этом сообщает OilNews со ссылкой на "Консалтинговую группу А-95".
Рост транзита обеспечивали контракты ЗАО "Белорусская нефтяная компания" (БНК) с сырьевыми трейдерами Trafigura и Gunvor, которые ежемесячно транзитировали 100 тыс. тонн белорусского ресурса. Транзит белорусского мазута проходит через морские перевалки Одессы и Севастополя.
По информации OilNews, за отчетный период через Одесский регион транзит вырос в 3,5 раза до 910,01 тыс. тонн, через Севастопольские переходы - снизился на 5,6% до 487,7 тыс. тонн. Транзит мазута из России через Украину в 2013 году снизился на 29% до 849,29 тыс. тонн, из Казахстана - на 68% до 239,2 тыс. тонн.
По оценкам ИГ "Петромаркет" (Россия), производители мазута из России переориентировали экспортные потоки на собственные порты в Черноморском регионе РФ. В частности, с 2010 года растет перевалка мазута через Новороссийск и Туапсе. При снижении транзита мазута из Казахстана через Украину растет перевалка этого ресурса другими странами, среди которых черноморские порты России, а также Балтики.
Общий транзит мазута через Украину в 2013 году снизился на 16,3% по сравнению с 2012 годом - до 2,5 млн тонн.
Читайте также Транзит сжиженного газа по Украине вырос на четверть в 2013 году
Украинские порты рассчитывают вернуть мазутовые потоки. Мощности по перевалке мазута строятся на базе государственного Феодосийского предприятия по обеспечению нефтепродуктами (ФПОНП). Развернула перевалку в мазута в Керчи компания "ТЭС". В то же время по-прежнему пребывает в замороженном состоянии перевалочный комплекс "Кафа" (расположен на территории ФПОНП), принадлежащий казахскому "СЭР-холдингу".
По словам источника OilNews на рынке, в 2014 году перевалка через морские порты Украины будет зависеть от работы ОАО "Эксимнефтепродукт". "Многое будет зависеть от одесского "Эксима". На терминале постоянно меняется структура загрузки, от чего иногда страдает качество отдельных категорий грузов, это является препятствием для отдельных грузоотправителей", - сообщил OilNews источник на рынке. В частности, он отметил проблемы с перевалкой вакуумного газойля (ВГО), что требует промывки трубопроводов, используемых также для погрузки мазута. По данным источника, по этой причине есть проблемы в реализации долгосрочного контракта на перевалку белорусского ВГО.