Вышел девятый рейтинг "Делойт" "ТОП-500 крупнейших компаний Центральной Европы", составленный на основе данных о консолидированных доходах компаний региона за 2014 год, пишет портал ЦТС.
"В целом компании региона показывают признаки восстановления экономики за исключением Украины, где наблюдается нестабильная геополитическая ситуация", - сказано в отчете.
Средняя выручка компаний из топ-500 в 2014 году увеличилась на 0,3%, тогда как в 2013 году этот показатель был - 0,0%. Однако, общая выручка всех компаний рейтинга в евро ускорила падение - на 1,8% (против снижения на 0,4% в 2013 году) до 682 млрд. евро.
Страны региона демонстрируют разную экономическую форму. Так называемые страны Вышеградской четверки (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия) сейчас чувствуют себя гораздо более стабильно и устойчиво.
Среди 500 компаний 170 представляют Польшу, тогда как в 2013 году таких было только 161. Вторая Чехия – 79 компаний. Третья Венгрия – 66 компаний, затем – Румыния (46 компаний) и Словакия (33).
Интересно, что в 2013 году четвертое место в рейтинге занимала Украина, которая была представлена 53 компаниями. Теперь же c 32 компаниями мы опустились на шестое место и пропустили вперед Румынию и Словакию.
Первая тройка рейтинга не изменилась. По прежнему, его возглавляет польский энергетический концерн PKN Orlen (доход в 2014 году 25,5 млрд евро). На втором месте венгерский MOL (15,7 млрд.). Третий – чешский автоконцерн Skoda (10,9 млрд).
На четвертом месте новичок рейтинга - польский ритейлер Jeronimo Martins Polska, пятый - также польский концерн PGNiG.
Украинский "Метинвест" на шестом месте (7,8 млрд), а это минус две позиции в сравнении с 2013 годом. За ним следует AUDI Hungaria Motor, ČEZ, Lotos и PGE.
Первая пятерка представителей Украины выглядит так: 6(4) "Метинвест", 13(5) ДТЭК, 14(7) "Энергорынок", 17 "Нафтогаз", 33(21) "Укрзализныця" (выручка - 3,7 млрд. евро). При этом указывается, что выручка УЗ упала на 38.4%.
Стоит отметить, что раньше в рейтинг от Украины часто попадали транспортные компании. Например, в предыдущем исследовании "Укрзализныця" занимала 21-е место, МАУ - 424 место, а рынок транспортного машиностроения представляли: "Мотор-Сич" - 264 место и "Азовмаш" – 361-е. В рейтинге за 2012 год также присутствовал "Лемтранс". И это если не учитывать экспортеров зерна, обладающих портовыми мощностями.
Теперь же украинский транспортный сектор представлен исключительно УЗ. Железнодорожный госмонополист потерял 12 позиций и упал на 33-е место. К транспортным компаниям можно также отнести "Нибулон", который оперирует портовым терминалом и речным флотом. Холдинг Вадатурского потерял сразу 66 позиций и разместился на 235-м месте с выручкой 854 млн евро. Bunge Ukraine – на трехсотом месте. "Мотор-Сич" потерял 61 позицию и теперь – 325-й.
Для сравнения почти такую же выручку как украинский агрогигант "Нибулон" демонстрирует ритейлер Auchan Romania, а "Мотор-Сич" – как польский Empik Media & Fashion или Nestle Polska. Выручка УЗ на миллиард евро меньше Kia Motors Slovakia.
Среди других транспортных компаний региона:
Польская железнодорожная компания PKP поднялась с 59-го места на 54-е (2,5 млрд евро).
Венгерский WIZZ Air Hungary поднялся с 240-го на 143-е место (1,27 млрд евро)
Польский оператор ж.д. инфраструктуры PKP PLK – 150-й.
České dráhy (железные дороги Чехии) – на 151-м месте с выручкой 1,2 млрд евро.
Польская грузовая железнодорожная компания PKP Cargo потеряла 19 позиций и с выручкой 1 млрд евро теперь на 194-м месте.
Авиакомпания LOT – 246-я с выручкой 821 млн евро.
На 499-м месте словацкие железные дороги ŽSR с выручкой 460 млн евро.
Перевод портала ЦТС