"Укрзализныця" создаcт "Первую пассажирскую компанию", которая получит в распоряжение вагоны и депо и займется пассажирскими перевозками. Об этом сообщил начальник Главного пассажирского управления УЗ Александр Иванько корпоративному журналу Intercity magazine, пишет Forbes.ua.

"Первой пассажирской компании" достанутся пассажирские вагоны, вагоны-рестораны, вагоны-кафе, 14 пассажирских вагонных депо и девять вагонных участков. Таким образом, УЗ намерена отделить убыточное пассажирское направление от прибыльного грузового.

В 2012 году ж/д монополист получил от пасажирских перевозок 6,5 млрд гривен дохода (12,6% совокупной выручки). При этом основные убытки - 2,5 млрд гривен - получены на пригородном направлении. На междугородных перевозках УЗ могла бы заработать около миллиарда гривен операционной прибыли, если бы не высокая амортизация - 1,48 млрд гривен.

"Укрзализныця" идет по стопам "Российских железных дорог". С апреля 2010 года в составе РЖД работает "Федеральная пассажирская компания", в ведении которой находятся перевозки в дальнем следовании. ФПК также обслуживает и ремонтирует вагоны - в Украине для этой цели создадут отдельное предприятие.

Несмотря на реформу, пассажирское направление в России остается глубоко убыточным: в 2010 году ФПК получила операционный убыток 22,1 млрд рублей, в прошлом - на миллиард меньше (около 650 млн долларов по текущему курсу Центробанка РФ).

Для создания пассажирского оператора в виде "дочки" УЗ потребуется 3-4 года, считает Александр Кава из Координационного центра реализации экономических реформ при президенте. "Выделение пассажирской компании в отдельное подразделение, по аналогии с российской ФПК, польской PKP-Intercity и немецкой Deutsche Bahn Fernverkehr, планируется только на втором этапе реформы монополиста", - говорит он.

С 2012 года в составе УЗ уже работает "Украинская железнодорожная скоростная компания", которая занимается организацией движения скоростных поездов. УЗ в прошлом году также разработала бизнес-план создания пригородного ж/д перевозчика, который будет обслуживать маршрут Киев-Ирпень-Тетерев. Известно, что УЗ планирует создать 11 дирекций пригородных сообщений, которые войдут в состав пригородных ж/д компаний, покрывающих всю территорию Украины.