Хотя украинский флаг развевается среди флагов десятков стран при входе на МАКС-2015, на самом авиасалоне официально не представлена ни одна украинская компания авиакосмической отрасли. Нет и ни одного украинского самолета, за исключением нескольких версий легендарного Ан-2, радикально модернизируемых российскими предприятиями, пишут "Ведомости".
При этом представительство основных западных компаний сохранено – вопреки санкциям, под которые подпали и основные российские участники выставки (например, Объединенная авиастроительная корпорация). Хотя натурных образцов мало – не считая лайнера А350 концерна Airbus, это несколько небольших самолетов и вертолетов авиации общего назначения и бизнес-авиации.
Одновременно в сравнении с прошлыми годами на выставке заметно выросло присутствие китайской промышленности, в том числе впервые широко представлены производители комплектующих и электронных компонент. Заметно и участие чешских, немецких, французских и швейцарских производителей авиаоборудования. По словам менеджера одного из российских предприятий, эта ситуация отражает в том числе и политические санкционные реалии: Китай становится одним из важных поставщиков для аэрокосмической и оборонной промышленности, а компании стран «старой» Европы и Чехии не хотят рвать традиционные связи.
Тем не менее украинское представительство, пусть и малозаметное, на МАКСе есть. Компания «Мотор сич» – один из двух главных украинских партнеров российского авиапрома, производитель двигателей для большинства типов российских вертолетов – представлена в виде российского ЗАО «Двигатели Владимир Климов – Мотор сич». Кроме того, по словам двух топ-менеджеров предприятий российской авиапромышленности, на выставке присутствует гендиректор и совладелец «Мотор сич» Вячеслав Богуслаев, замечены были и некоторые руководители «Антонова». Формально на Украине уже год действует запрет на поставки в Россию продукции военного и двойного назначения, к которой относятся и моторы ТВ3-117 производства «Мотор сич». В этом году заканчивается трехлетний контракт украинской компании с «Вертолетами России» на сумму около $1 млрд на поставку таких двигателей, которые, согласно официальной позиции обоих контрагентов, устанавливаются только на гражданские или экспортные версии российских вертолетов. По словам источника в «Ростехе», ожидается подписание нового, более короткого контракта, чтобы поставки продолжились в 2016 г., его сумма может составить более $100 млн.
Однако несмотря на попытки сохранить необходимое и Украине, и России (производство российских аналогов ТВ3-117 в необходимом объеме обещано лишь в 2017 г.) сотрудничество, его будущее в нынешней политической ситуации сомнительно. По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, Воздушно-космическим силам России придется, скорее всего, отказаться от эксплуатации недавно закупленных самолетов Ан-148 и Ан-140 с большим количеством российских комплектующих, а техническое обслуживание действительно необходимых для военно-транспортной авиации Ан-124 и Ан-12 поручить компании «Ильюшин». По словам эксперта, начать импортозамещение украинской продукции надо было еще после «оранжевой революции» 2004 г. и такие попытки даже предпринимались, но провалились из-за неспособности ответственных за это чиновников. Теперь же подобное импортозамещение неизбежно и оно будет означать для украинского авиапрома постепенное угасание, считает Макиенко.