Международная морская организация (IMO) представила доклад c рекомендациями по снижению административных барьеров в судоходстве, сообщает mortrans.info с ссылкой на World Maritime News. В документе включены  основные результаты и выводы по итогу общественных консультаций с целью устранения бюрократизма на судах.

Доклад на английском языке доступен на сайте safety4sea.com

Консультации IMO по проблемам большого документооборота в отрасли прошли под лозунгом «Ваше мнение» на специальной веб-странице, активной в течение шести месяцев - с мая по октябрь 2013 года.  В процессе опроса было важно выявить устаревшие или ненужные админтребования. Консультации показали, что 182 административных требования воспринимаются обременительными, а около 24% требований можно упразднить с помощью форм электронной отчетности.

Читайте также Спецтема: произвол экологов в портах

Результаты консультаций были обработаны, совет организации утвердил результаты и подготовил к публикации.

В то же время в Украине именно чрезмерная зарегулированность со стороны контролирующих органов создает ряд барьеров для развития судоходства, провоцирует  частые конфликты между судовладельцами, капитанами и «контролерами». Ситуация накаляется даже до масштаба международных скандалов. Один из примеров –  так называемый экологический контроль судов в украинских портах в пунктах пропуска через границу.

На данный момент, набирает обороты скандал в Ильичевском порту, где из-за незаконных действий  инспекторов Госэкоинспекции под погрузку не допущено китайское судно Heilan Star и уже почти неделю простаивает судно «Алина».

Причина конфликта по данным ФРТУ – отказ капитанов обеих судов предоставить экоинспекторам Артуру Миките в случае с китайским судном, а также Валерию Топалову и Андрею Маркову в случае с «Алиной» возможность отобрать пробы воды изолированного балласта для его химического анализа. Капитаны аргументировали отсутствием соответствующего требования в международных конвенциях и европейских директивах. При этом экологи настаивали на отборе проб, ссылаясь лишь на устное распоряжение начальника Ильичевского экопоста Ильдара Салаватова.

Как известно, в Украине вопреки международной практике чиновники Госэкоинспекцит продолжает требовать химический анализ воды изолированного балласта. Соответствующей нормы нет в международном  законодательстве, конвенциях  и директивах ЕС. Именно поэтому практически нигде в мире, кроме отдельных африканских стран, этот анализ не требуют. В Украине же отказ капитанов судов от химического анализа и вполне объяснимое желание работать по международным нормам – основания отказать в прохождении экоконтроля, а значит -  заблокировать погрузку или заход судна в порт. Что чревато простоями, солидными финансовыми убытками судовладельцев, отпугиванием судовладельцев от украинских портов и процветанием коррупции. Стоит также отметить, что по неоднократным заявлением судовладельцев и капитанов, именно химконтроль изолированного балласта – давний и излюбленный инструмент  давления на капитана для получения взятки. Ежегодная сумма таких «поборов» в Украине, по оценкам участников рынка, оценивается в $25-30 млн.