Отношения Туркменистана и Грузии в вопросах экономики и логистики перешли на новый этап. По словам советника президента Грузии по вопросам экономики Георгия Абашишвили, Тбилиси может предложить Ашхабаду использовать грузинские порты для транзита грузов в Европу и другие точки мира. Туркменистан, в свою очередь, не только получает возможность прямого выхода через Каспий и Черное море в Европу, но и становится проводником интересов Афганистана и Китая, которые готовы инвестировать в различные транспортные проекты в Каспийском регионе. Об этом пишет обозреватель Независимой газеты Виктория Панфилова для Вестника Кавказа.
Президент Афганистана Ашраф Гани ранее заявлял, что его страна ищет выход через Каспий в Европу и этом может помочь вывести страну из кризиса. Директор Центра изучения Афганистана Омар Нессар заявляет, что Ашраф Гани еще с 1990-х годов является одним из авторов и вдохновителей транспортных проектов Восточной и Южной Азии.
Сейчас строится железная дорога Афганистан-Туркменистан-Таджикистан. Первая ее часть - афганско-туркменская - уже завершена. Таджикистан присоединится к проекту к концу года. Но это для Кабула и Ашхабада не столь важно, поскольку первую часть маршрута уже можно использовать. Выход на Азербайджан будет обеспечиваться морским путем через Каспий. Недавно туркменский флот пополнился новыми паромами, предназначенными для перевозки пассажиров, грузовиков и другого крупногабаритного груза. Далее планируется использовать транспортный коридор Баку-Тбилиси-Карс и грузинские морские порты.
Кроме того, в конце прошлого года запущено строительство железной дороги Казахстан-Туркменистан-Иран. Как рассказал ведущий научный сотрудник Института Востоковедения РАН Шохрат Кадыров, для Туркменистана Грузия ранее никогда не играла роль ключевого партнера во внешнеэкономической политике. Однако после недавнего визита туркменского президента в Грузию, кавказская страна объявлена стратегическим партнером Туркменистана.
Кроме транспортных проектов, Ашхабад и Тбилиси обсудили вопрос продвижения туркменского газа в Евросоюз. У Грузии есть несколько предложений. Например, проект "Агри", который предусматривает перевозку туркменского газа в сторону Румынии, Венгрии, и Западной Европы.
Эксперты отмечают, что речь идет о геополитическом проекте консолидации стран по периметру юга России и минуя таковую. В том случае, если Туркменистан перестроит свою газовую отрасль под производство сжиженного газа, такая магистраль (и черноморские порты Грузии) может иметь грандиозную перспективу, заключает Вестник Кавказа.