Таможенный союз (ТС) разработает свою систему гарантий транзита вместо книжек МДП (международной дорожной перевозки, Carnet TIR). Об этом заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов журналистам в кулуарах выставки "Таможенная служба-2013" в среду в Москве, передают Ведомости.

"Мы инициируем собственную договоренность между Россией, Белоруссией и Казахстаном - мы будем действовать по аналогии с такими же правилами, которые существуют в ЕС. До того как эти правила будут разработаны и приняты для перевозчиков грузов, которые направляются в Белоруссию и Казахстан, книжки МДП будут применяться. Как будут применяться - вот задача для российской Таможенной службы", - сообщил он.

Первый замглавы российского правительства считает претензии ФТС к системе TIR совершенно правомерными, "поскольку нет полного гарантийного покрытия и есть несколько случаев, по которым серьезно нужно разбираться".

Читайте также статью "Восточный транзит: как Россия блокирует ряд направлений для украинских перевозчиков"

Книжки TIR - вид гарантии таможенных платежей при международных перевозках товаров. Их использование регламентирует конвенция о международных перевозках, которую подписали 68 стран, включая Россию. В каждой стране действует гарантирующее объединение, уполномоченное Международным союзом автотранспорта (IRU), в России это Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП).

Перевозчики могли лишиться возможности пользоваться книжками TIR именно из-за конфликта АСМАП с таможней. ФТС считает, что ассоциация не справляется с обязанностями гаранта по книжкам, по мнению ФТС, АСМАП задолжала казне 20,8 млрд рублей (651 млн долларов): 8,9 млрд - основной долг, остальное — пени. АСМАП отвечает, что около 6,5 млрд рублей основного долга и 10 млрд рублей пеней, которые образовались до 2004 года, решено списать по соглашению ФТС, АСМАП и IRU. Сумма претензий за период с 2004 года - менее 1 млрд рублей, подсчитала АСМАП, сейчас не оплачено всего восемь требований ФТС на 11,5 млн рублей и срок еще не истек.

ФТС сначала перенесла введение новых правил на месяц и обещала обсудить долг с АСМАП, но переговоры так ни к чему и не привели. IRU успел уведомить таможню, что письмо нарушает пять статей конвенции, отменить решение просил и Евросоюз, но с 13 сентября ФТС начала вводить новые правила: сначала в Сибири и на Дальнем Востоке, затем на таможнях, подчиненных Уральскому и Приволжскому управлениям. При этом книжки TIR по-прежнему можно использовать при вывозе товаров.