Федеральная таможенная служба России намерена с 1 декабря разорвать договорные отношения с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков Российской Федерации (АсМАП РФ). Конфликт российских перевозчиков и таможни, который тянется вот уже несколько месяцев, до сих пор не урегулирован, несмотря на приобщение к его разрешению множества инстанций международного уровня. На сторону АсМАП РФ встала и украинская профильная ассоциация, поскольку ситуация является угрожающей для отечественных перевозчиков. Они могут потерять те рынки, доступ на которые возможен только по территории России – речь идет примерно о 100 тыс перевозках в год, или объеме грузов в 3,5 млн тонн ежегодно.
Читайте также Леонид Костюченко: Как нарушение Россией Конвенции МДП повлияет на доставку грузов
Согласно официальной позиции российских властей, вопрос исключительно внутренний и связан с неурегулированной задолженностью со стороны АсМАП. В Ассоциации задолженность не признают и считают, что таможня попросту создала новый канал дохода, замыкающийся на полугосударственную коммерческую структуру.
Новые правила транзита Конфликт Федеральной таможенной службы России и Ассоциации международных автомобильных перевозчиков РФ, который, казалось бы, утих благодаря временному компромиссу, разгорается с новой силой. На прошлой неделе ФТС РФ распространила введение мер по обеспечению транзита на Уральский федеральный округ. Неделей ранее, 13 сентября, в своем письме ФТС проинформировала всех причастных к перевозочному процессу о том, что такие меры ограничиваются Сибирским и Дальневосточным таможенными округами. Таким образом, ужесточенные требования по обеспечению транзита в России сейчас применяются на трех из восьми таможенных управлений. Территориально это вся азиатская часть России, расположенная за Уралом. Под юрисдикцию этих трех таможенных округов подпадают все грузы, идущие транзитом на Казахстан, Узбекистан, Китай и в Среднюю Азию.
Под ужесточенными мерами таможенного транзита имеется ввиду новый подход России к допуску автомобильного транзита через свою территорию. 5 июля этого года российская таможня проинформировала перевозчиков и грузовладельцев о том, что с 14 августа изменяется порядок применения книжек МДП. На практике это обозначало фактическую отмену книжек как единственной гарантии для транзита и необходимость обеспечения дополнительных мер гарантирования со стороны автоперевозчиков. А это – не только существенное усложнение процедуры транзита и ее затягивание со всеми вытекающими последствиями, но и его удорожание. «Если, к примеру, стандартная книжка МДП для одноразовой перевозки стоит 46 евро, то сейчас при уплате гарантийных платежей стоимость этой услуги может вырасти до 4 тыс евро», - рассказывает глава АсМАП Украины Леонид Костюченко.
Последствия разрыва отношений между таможней и АсМАП РФ могут быть самыми неблагоприятными даже не столько для российских перевозчиков, сколько для тех, которые въезжают в Россию с целью транзита.
Тут стоит объяснить, что книжка МДП (Международной дорожной перевозки), или CarnetTIR, представляет собой документ таможенного транзита, который дает право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней автомобилях или контейнерах по упрощенной таможенной процедуре. Книжки CarnetTIR признаются в 73 странах, подписавших Таможенную Конвенцию о международных перевозках грузов с использованием книжки МДП. По правилам Конвенции, книжки выдают национальные ассоциации перевозчиков, уполномоченные на то компетентными органами страны. «Конвенция призвана уменьшить количество барьеров, с которыми сталкиваются перевозчики, и в то же время обеспечивает использование таможенными органами международной системы контроля, способной заменить традиционные национальные процедуры», - объясняет Леонид Костюченко. Книжка сама по себе является гарантийным документом при доставке груза.
Долг как повод Необходимость отказа от книжек МДП российская таможня объяснила наличием неурегулированной задолженности со стороны АсМАП РФ, возникшей при расчетах по процедуре МДП. Сумма задолженности – 20 млрд рублей, или более 650 млн долл. В Ассоциации долг упрямо не подтверждают. Аргументы со стороны ФТС восходят еще к 2003 году, когда, по ее версии, часть задолженности в размере 7,5 млн рублей была списана Государственным таможенным комитетом, а остальная в сумме 200 млн долл. так и не была скорректирована. «Фактически речь идет о неуплате налогов», - заверяют в ФТС.
В АсМАП же утверждают, что сумма выставленных претензий не согласуется с данными Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ), чья ежегодная статистика проверяется независимыми международными аудиторами и передается в ООН. «Россия ни разу не опровергла эту статистику», - уверяют в АсМАП РФ. Согласно это статистике, количество непогашенных претензий на конец 2012 года составляло лишь 3, что при общем количестве выполняемых операций по книжкам МДП 1,5 млн составляет сотую долю процента.
Читайте также Война за фуры: Польша зовет Украину в союзники против России
Подняв вопрос долга АсМАП еще в июле, позже таможня перенесла сроки введения новых мер (с 14 августа на 14 сентября), а в сентябре решила ограничить их распространение лишь на несколько округов. Это произошло после многочисленных обращений и жалоб АсМАП во все международные инстанции, вплоть до Евросоюза и ООН. Но перевозчики задолженность по-прежнему не признают, а таможня претензий не отзывает и даже пошла дальше, заявив о полном расторжении отношений с АсМАП с декабря. Этому сопутствовали обвинения ассоциации в непрозрачной деятельности и уклонении от уплаты налогов.
На стороне российских перевозчиков выступили и международные организации – Еврокомиссия, Европейская Экономическая комиссия (ЕЭК) ООН, уже упоминавшийся МСАТ. По данным последнего, представители ЕК и ЕЭК ООН направили письма в адрес главы ФТС России, российскому МИДу и главе правительства РФ письма с выражением беспокойства по поводу ожидаемых перебоев в международной торговле. Также были озвучены пожелания насчет пересмотра предлагаемых мер.
Защищая свои интересы, перевозчики делают особый упор на том, что действия ФТС нарушают Конвенцию МДП от 1975 года, которая является международным договором и имеет высшую юридическую силу. А в данном случае ему противопоставлено даже не национальное законодательство, а письмо руководителя таможни, которое может иметь только рекомендательный характер.
При этом таможня подчеркивает, что в данном случае речь о международном договоре не идет, а вопрос касается исключительно взаимодействия федерального органа исполнительной власти и российской структуры, являющейся гарантийным объединением. «Эти отношения являются договорными и определяются двусторонним соглашением», - сообщили свою позицию в ФТС.
Чего ждать перевозчикам Последствия разрыва отношений между таможней и АсМАП РФ могут быть самыми неблагоприятными даже не столько для российских перевозчиков, сколько для тех, которые въезжают в Россию с целью транзита. Ежегодно ассоциация выдает более 600 тыс книжек МДП, но при этом в качестве гаранта покрывает свыше 1,5 млн операций МДП, выполняемых на территории России. «Это сумма в 4 трлн рублей (90 млрд евро), которая ежегодно в виде финансовых гарантий предоставляется непосредственно таможенным органам Российской Федерации», - утверждают в АсМАП. Теперь, когда, согласно новым требованиям ФТС, обеспечение уплаты таможенных пошлин предоставляется не только в виде книжки МДП, но и одним из любых других способов, предусмотренных законодательством Таможенного союза (деньгами, банковской гарантией, поручительством или залогом имущества) – все эти затраты ложатся на перевозчиков.
По ловам Леонида Костюченко, всего в Украине насчитывается 3,5 тыс транспортных операторов, пользующихся преимуществами системы МДМ. По итогам 2012 года с прохождением территории Российской Федерации было выполнено 52% всех рейсов, осуществляемых украинскими международными перевозчиками. «По нашим данным за 2012 год нашими участниками было выполнено 181 521 перевозка по системе МДП. За 9 месяцев 2013 г. - 132 168», - рассказали ЦТС в АсМАП Украины. То есть свыше 90 тыс перевозок проходит через Россию. Ранее в АсМАП говорили, что только на экспортно-импортных перевозках в эту страну наши компании зарабатывают около 200 тыс долл. в год.
Из-за изменений порядка применения книжек МДП некоторые направления оказались для украинских перевозчиков вообще заблокированы из-за недейственности тех механизмов обеспечения транзита, которые предлагает ФТС. А по некоторым направлениям просто существенно возрастают затраты. «На отдельных маршрутах стоимость гарантийного обеспечения теперь может равняться стоимости фрахта или даже превышать его в два раза», - говорит Леонид Костюченко.
Особое возмущение бизнеса вызвал тот факт, что ФТС уполномочила на предоставление гарантий конкретные компании, тарифы которых привели к такому резкому росту стоимости гарантийных затрат. «Договора поручительства перед таможенными органами оформляются через компанию «Ростек», которая якобы государственная, но на самом деле является наполовину частной. В ее тарифной сетке стоимость обеспечения начинается от 1,5 тыс руб. (около 37 евро) и цена якобы зависит от расстояния транзита, но на деле по минимальным расценкам она работает только с избранными компаниями», - жалуется один из участников рынка. По его данным, «Ростек» взымает с перевозчиков плату не менее чем в 700-1000 евро с каждой фуры.
Эксперты сходятся во мнении, что Россия затеяла данную кампанию с целью наполнения бюджета и в целом намерена продолжать политику по закреплению собственных преимуществ как транзитной территории. Противостоять этому будет непросто даже при жестком давлении международного сообщества. Дело в том, что Конвенция МДП фактически действует только для стран СНГ, а страны ЕС на своей территории применяют национальную систему европейского транзита CTF. Аналогичного соглашения о функционировании конвенции МДП по территории Таможенного Союза нет – стороны пока не пришли к общему видению того, каким оно должно предстать к подписанию. В любом случае конечным итогом происходящего для перевозчиков станет рост затрат на фрахт и снижение рентабельности.