Об изменениях на рынке логистических услуг после начала пандемии, опыте, полученном во время локдауна, цифровизации процессов транспортировки и оформления грузов, проблеме с нехваткой разрешений для украинских перевозчиков-международников, а также перспективах мультимодальных отправок ЦТС поговорил со Светланой Шипиль, директором направления международной логистики компании "Рабен Украина".

Как изменился рынок логистики во время пандемии, в 2020-2021 годах? 

С началом пандемии логистическим компаниям пришлось очень быстро приспосабливаться к новым реалиям. С одной стороны, постоянно меняющиеся ограничения и требования безопасности заставляли участников рынка оперативно реагировать и, соответственно, адаптировать свои процессы. С другой - необходимо было заботиться о том, как сделать максимально безопасным пребывание сотрудников на рабочих местах. Кроме того, приходилось постоянно подстраиваться под быстро меняющиеся запросы клиентов, так как их продажи были слабо прогнозируемы и напрямую зависели от нестабильной ситуации на рынке.

Тем не менее, сразу по окончании локдауна наблюдался рост объемов в сегменте международных перевозок, особенно в разрезе сборных грузов. Это во многом связано с отложенным спросом. Конечно же, введение карантина подтолкнуло к стремительному развитию, прежде всего, онлайн продаж, а следовательно, и тех логистических провайдеров, которые обеспечивают посылочные отправки. Однако и палетные доставки также значительно выросли - клиенты стали больше дробить свои партии, а значит заказы в палетном формате стали более частыми.

Как "Рабен Украина" прошла период локдауна?

Наша компания не только выстояла, но и смогла нарастить объемы. Благодаря изменившейся внешней среде мы стали более гибкими, смогли быстрее реагировать на запросы и требования клиентов. Для офисных сотрудников активно использовали работу удаленно, при этом колоссальная нагрузка пришлась на IТ-отдел - им нужно было в течение одной недели обеспечить удаленный доступ для более чем 200 человек. Со многими нашими клиентами и подрядчиками, "благодаря" условиям карантина, мы перешли на электронный документооборот, а это существенная экономия не только времени, но и бумаги. Мы стали активно использовать новые формы коммуникации с заказчиками. Кроме того, значительно ускорили процесс обновления системы видеонаблюдения в нашем логистическом комплексе и таможенном терминале.

И самое главное - мы смогли обеспечить бесперебойность всех процессов. Международные доставки и работа таможенного терминала не прерывались даже во время полного локдауна.

В сравнении с 2019 годом, за первые 9 месяцев 2021 года объемы международных перевозок выросли на 47%

Каковы на сегодня ежегодные объемы международных перевозок "Рабен Груп" из/в Украину?

С каждым годом мы все больше развиваем нашу дистрибуционную сеть внутри Европы, поэтому и объемы перевозок, связанные с импортом и экспортом из Украины, также растут. Прежде всего, это касается перевозок сборных грузов - это наш основной фокус в сегменте международной дистрибуции. Если сравнивать с 2019 годом, так называемым "периодом до карантина", то объемы 2021 года (9 месяцев) выросли на 47%. Отчасти такой серьезный рост связан с тем, что в конце 2019 года мы открыли новое направление нашей сборной линии - доставку из Польши во Львов, и вот уже два года мы возим сборные грузы не только в Центральную, но и в Западную Украину. Если говорить об объемах, то еженедельно мы консолидируем в Польше и отправляем в Украину 3-4 20-тонных автомобиля, а в 2022 году планируем отправлять минимум 4 грузовика еженедельно.

Какие на сегодня существуют проблемы сегмента международных перевозок?

Прежде всего, подчеркну, что дальнейшее развитие сегмента международных перевозок напрямую связано с решением вопроса разрешений для украинских перевозчиков. На протяжении последних нескольких лет мы снова и снова сталкиваемся с нехваткой разрешений, особенно в 3-4 кварталах года. Это существенно влияет на емкость транспортного рынка, ограничивает наших клиентов при планировании поставок. Министерство инфраструктуры Украины всячески пытается урегулировать этот вопрос. Однако уже сейчас, в ноябре, мы видим, что разрешений по-прежнему катастрофически не хватает, стоимость перевозки из стран ЕС в Украину выросла в разы, а это, в свою очередь, сказывается на стоимости товара для конечного потребителя. Решением может быть только проведение двусторонних переговоров с целью получения большей квоты разрешений (и транзитных, и универсальных) для украинских перевозчиков-международников.

В процессе цифровизации также есть свои нюансы. Например, одним из документов, необходимых для проведения таможенной очистки товара, является сертификат происхождения. С недавних пор проверка подлинности данных сертификатов стала возможна в режиме реального времени. Наличие QR-кода в документе дает возможность при распознавании его сканирующим устройством (например, камерой смартфона) получить детальную информацию о документе на сайте торгово-промышленной палаты той страны, где сертификат был выпущен. Однако остается открытым вопрос с сертификатом ЕВРО-1: согласно Соглашению об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, данный сертификат должен предоставляться только в оригинале, электронные версии сертификата ЕВРО-1 таможенными органами пока в работу не принимаются и не дают право импортерам на получение преференций. Хотелось бы, чтобы этот вопрос также решился в ближайшее время в пользу валидности электронного документа.

Развитие сегмента международных перевозок напрямую связано с вопросом разрешений для украинских перевозчиков

Назовите крупнейшие рынки, с которыми посредством "Рабен Груп" осуществляется товарооборот в/из Украины.

Группа "Рабен" покрывает большую часть всех европейских государств. В 14 странах мы представлены под брендом Raben: кроме Украины, это Польша, Германия, Нидерланды, Чехия, Словакия, страны Балтии, Венгрия, Румыния, Болгария, а с недавнего времени еще Италия и Греция. В остальных европейских государствах мы осуществляем дистрибуцию через наших логистических партнеров. Кроме того, RabenGroup сотрудничает с европейскими логистическими альянсами: System Alliance Europe и Cargoline. Также Группа имеет возможность осуществлять доставки и морским путем. В этом ключе нашими основными рынками являются Китай, США, страны Южной Америки и др.

Есть ли какие-то отличия в работе таможенного терминала в период карантина и после его окончания? 

Как я уже говорила, наш таможенный терминал не останавливал работу даже во время локдауна. Представители Таможенной службы работали ежедневно, поэтому и мы как владелец терминала должны были обеспечить его бесперебойное функционирование. Для этого был продуман график движения наших корпоративных автобусов, обеспечивавших ежедневную доставку сотрудников таможенного склада и терминала на рабочие места. Таможенные брокеры "Рабен Украина" в полном составе были переведены на удаленную работу, им был организован доступ к брокерской программе в домашних условиях. Поэтому количественные показатели оформлений на нашем терминале и на таможенном складе не только не снизились за время карантина, а даже выросли в связи с увеличившимися объемами оформлений более мелких партий.

В настоящий момент мы отмечаем стабильный рост использования терминальных услуг, даже несмотря на то, что все больше и больше клиентов используют оформление с помощью деклараций типа "ЕА" (без заезда на терминал).

Среди преимуществ на пути к упрощению процессов таможенного оформления хочу отметить дальнейшую роботизацию некоторых этапов оформления. С недавних пор не только ПП (предварительное уведомление), но и абсолютно все предварительные декларации (ПД), оформляют роботы. Условие одно - отсутствие ошибок в документе. Это значительно ускоряет весь процесс предварительного декларирования, позволяя таможенным инспекторам экономить время и концентрироваться на оформлении деклараций импорта и экспорта.

Если раньше мы имели 1-2 таможенных досмотра в день, то сейчас их количество может достигать 10

Среди процессов, требующих дальнейшего улучшения, хотелось бы отметить значительно участившиеся в последнее время процедуры таможенного досмотра. Если ранее мы имели 1-2 досмотра в день, то сейчас их количество иногда достигает 10, причем это касается не только впервые импортируемых, а и повторяющихся (однотипных) товаров. Для нас это влечет за собой дополнительное использование человеческих ресурсов: таможенных брокеров, грузчиков, сотрудников таможенного склада, а для клиентов - выливается в затягивание процесса оформления и отсрочку в получении товара.

Отразились ли на вашей работе проблемы с международными цепочками поставок? Если да, то каким образом?

К сожалению, текущие проблемы с поставками коснулись абсолютно всех импортеров в Украине. Компания "Рабен Украина" не стала исключением.

Во-первых, как логистический провайдер, предоставляющий целый комплекс услуг, мы нередко зависим от наших подрядчиков, и задержка в одном из звеньев цепи (например, задержка доставки морского контейнера) влечет за собой задержку всей поставки в целом. 

А во-вторых, компания сама часто выступает и в качестве импортера: мы заказываем для своих нужд IT-оборудование, комплектующие, складскую технику. Сроки поставки данных товаров за последнее время увеличились в разы - от нескольких недель до полугода. В этой ситуации нам пришлось организовывать работу с учетом задержек, максимально использовать уже имеющиеся ресурсы и технику и пытаться минимизировать влияние подобных задержек на наши операционные процессы.

Что касается наших клиентов, то многие из них по-прежнему испытывают проблемы со своевременной поставкой товаров. В этой ситуации многим приходится искать быстрые пути решений, некоторые стараются перестроить цепочки поставок и активно меняют провайдеров. В результате, импортеры не могут планировать завоз готовой продукции по привычным схемам, сезонность и ранние прогнозы уже не работают. А это значит, что и перевозчики не получают ожидаемого объема заказов, а следовательно - не могут планировать график работы транспорта, как раньше.

Ощущает ли компания дефицит кадров в международных перевозках, особенно водителей грузовиков?

Не могу сказать, что вопрос нехватки водителей-международников напрямую касается "Рабен Украина". Дело в том, что в международном сообщении мы используем исключительно наемный транспорт. Наш собственный автопарк осуществляет перевозки только внутри Украины. В этом смысле наша компания более защищена, так как нехватка водителей - это, прежде всего, проблема непосредственно компаний-перевозчиков.

Однако хочу отметить, что в последнее время наблюдается колоссальный отток рабочих специальностей (и водителей, и складских сотрудников) в европейские страны.

Тем не менее, наши европейские подразделения все равно сталкиваются с нехваткой водителей, просят помощи у нас в Украине. В Группе "Рабен" была специально разработана программа Special Forces, когда мы имеем возможность в рамках нашей группы краткосрочно (на 2-3 месяца) передать часть своих ресурсов другим европейским бизнес-подразделениям, сохраняя при этом за ними рабочие места в Украине. Это является дополнительной мотивацией для наших сотрудников и дает возможность регулировать пиковые нагрузки внутри всей Группы.

Как будет развиваться сегмент международных перевозок после пандемии?

Развитие международной дистрибуции после пандемии мы видим в дальнейшем фокусе на сборных доставках. Многие компании пересмотрели формы планирования и пришли к тому, что необходимо дробить партии вместо того, чтобы держать на складах большие стоки. И в этом мы готовы им помочь. Наша сборная линия как раз обеспечивает регулярные поставки небольших партий грузов. Доставку легко планировать, так как машины с грузами отправляются еженедельно, и пока один заказ находится в пути, клиент вполне может заниматься сбором заказов клиентов для следующей партии. Таможенное оформление мы также организовываем на своем терминале, и уже на следующий день осуществляется доставка товара по нашей внутриукраинской сети.

Одним из векторов дальнейшего развития международных перевозок является цифровизация процесса международной доставки, и, прежде всего, это касается международной товарно-транспортной накладной CMR. Переход на использование электронного документа, а также возможность всех участников внешнеэкономической деятельности иметь доступ к документу и возможность подписания КЕП значительно сократит временные затраты на создание документа, его архивирование, а также сделает процесс подписания CMR более доступным и прозрачным. Первые шаги в процессе разработки международной электронной товарно-транспортной накладной (по аналогии с e-ТТН), уже сделаны. Совсем недавно команда Института аналитики и адвокации совместно с представителями Министерства инфраструктуры и Министерством цифровой трансформации Украины провели конференцию по вопросам перспектив внедрения e-CMR. Участие в конференции в качестве эксперта приняла и наша компания.

В настоящее время стремительное развитие демонстрируют мультимодальные перевозки

Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития сегмента международных перевозок в Украине?

Если говорить о перспективах развития сегмента международных перевозок в целом, то прежде всего хочу отметить, что в настоящее время стремительное развитие демонстрируют мультимодальные перевозки. Это, в первую очередь, связано с тем, что Китай, являясь основным источником импорта не только для Украины, но и для многих европейских государств, сталкивается с острой нехваткой контейнеров. До пандемии морские контейнерные перевозки являлись одним из самых бюджетных видов перевозок, несмотря на длительное транзитное время. Пандемия и последовавший за ней кризис на рынке контейнерных перевозок привели к росту цен на морской фрахт более чем в три раза. Для Украины этот кризис характеризуется значительным ростом цен на морские контейнерные перевозки, что, в свою очередь, ложится на плечи конечного потребителя. 

В этой ситуации в качестве альтернативы на рынок выходят мультимодальные перевозки. Все чаще рассматриваются возможности доставки из Китая по железной дороге. Такие пути требуют соответствующей инфраструктуры - наличия перевалочных складов, терминалов и т. д. Что касается Группы "Рабен", недавно одно из наших подразделений - компания Raben East - запустила автомобильное соединение с Китаем как альтернативу морским перевозкам. Надеемся, что данный вид транспорта в текущей ситуации поможет нашим клиентам более точно прогнозировать свои затраты и планировать транзитное время доставки.

Читайте также Где год назад отправка составляла 48 часов, сейчас доставляем груз за сутки – интервью с "Рабен Украина"

Материал опубликован на правах рекламы