Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) обсуждает возможность создания кэптивного железнодорожного оператора, пишет Коммерсантъ со ссылкой на два источника.
Сейчас компания сама управляет подвижным составом. У нее около 2,4 тыс. вагонов (собственность и финансовый лизинг), но еще более 15 тыс. арендуется с рынка. Всего же СУЭК постоянно нужно порядка 40 тыс. полувагонов, это сопоставимо с парком полувагонов "Нефтетранссервиса" и Globaltrans (третий и четвертый операторы в стране).
СУЭК - крупнейший клиент железнодорожников среди угольных компаний, своими потребностями она покрывает почти 10% российского рынка полувагонов. Основной партнер СУЭК сейчас - принадлежащая РЖД Федеральная грузовая компания (ФГК), с угольным холдингом работают также Первая грузовая компания Владимира Лисина и "Нефтетранссервис".
"Кэптивная компания - полноценный игрок рынка, остальные операторы могут сдавать ей парк в аренду, предоставлять по агентским схемам, но это уже партнерство с таким же, как ты, игроком, а не с грузоотправителем", - поясняет источник на рынке.
Кэптивный оператор, как правило, забирает наиболее привлекательную часть грузовой базы, отмечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Он считает, что для СУЭК выделение логистического бизнеса в отдельную компанию будет правильным решением - это сделает прозрачным транспортное направление, а также позволит СУЭК сформировать дополнительную капитализацию без больших затрат. "Продать крупнейшего кэптивного оператора на угольном рынке с контрактом на грузовую базу можно по очень хорошей цене - более 500 млн долларов", - отмечает Бурмистров.