Владельцы судов, перевозящих насыпные грузы, могут вернуться на прибыльный уровень впервые с 2010 года по мере сокращения крупнейшего переизбытка мощностей в истории отрасли, передает Интерфакс со ссылкой на Bloomberg.
Объем перевозок трех главных сырьевых товаров этого сектора - злаков, угля и железной руды - вырастет на 10% в 2014 году и достигнет рекордных 2,91 млрд тонн, прогнозирует судовой брокер ACM Shipping Group Plc. При этом ставки фрахта в следующем году достигнут уровня, позволяющего компаниям достигнуть и превысить уровень безубыточности, полагают аналитики, опрошенные Bloomberg.
Перевозки угля в следующем году вырастут на 13% до 1,3 млрд тонн, полагают аналитики ACM. Объем поставок железной руды увеличится на 9% до 1,19 млрд тонн. Морские поставки злаков составят 419 млн тонн - на 3,8% больше, чем в 2013 году.
Суда самой вместительной категории Capesize, которые принимают на борт до 160 тыс. тонн груза и вследствие этого не способны проходить через Панамский и Суэцкий каналы, с начала года зарабатывали в среднем 9,8 тыс. долларов в сутки. По мнению экспертов, опрошенных Bloomberg, ставка фрахта для этих судов вырастет в 2014 году до 16 тыс. долларов в сутки. Для возвращения на безубыточный уровень этот показатель должен составлять минимум 15,4 тыс. долларов, по данным банка RS Platou Markets.
Ставка фрахта для судов класса Panamax дедвейтом 60-80 тыс. тонн в 2013 году в среднем равнялась 7,8 тыс. долларов, тогда как для того, чтобы судовладелец вышел на безубыточный уровень, этот показатель должен быть не менее 11,3 тыс. долларов. Эксперты ожидают роста ставок до 12 тыс. долларов в следующем году.
Танкеры третьей весовой категории - Supramax - приносят владельцам прибыль при ставке фрахта выше 10,5 тыс. долларов. В 2014 году ставка может вырасти до 12 тыс. долларов, ожидают аналитики.
И, наконец, ставка фрахта для балкеров класса Handysize может повыситься в 2014 году с 8 тыс. долларов до 9,8 тыс. долларов при необходимом для безубыточности минимуме в 9,3 тыс. долларов.
Рост ставок фрахта главным образом будет зависеть от экономики Китая, поскольку на эту страну приходится до 38% перевозок железной руды, угля и зерна, по данным крупнейшего брокера Clarkson Plc. Доля Японии составляет 13%.
По прогнозу экспертов, опрошенных Bloomberg, темпы роста ВВП КНР в 2014 году составят 7,4%, что станет минимальным показателем с 1990 года. Тем не менее, это более чем в два раза больше, чем прогноз роста мировой экономики. ВВП Японии увеличится на 1,55%, ожидают эксперты, по сравнению с 1,9% в 2013 году.
На фоне рекордного роста ставок в 2008 году судовладельцы стали активно наращивать флот. С того времени по настоящий момент мировой флот грузовых судов увеличился на 71%, в то время как рост перевозок составил всего 31%.