В августе вагоностроителями СНГ было реализовано 4,8 тыс. вагонов (-33% к августу 2013 года), всего с начала года - 46,9 тыс. вагонов (-20% к прошлому году). Одна из главных тенденций в реализации вагонов на рынке - сокращение доли подвижного состава на тележках 18-100 и ее аналогах. Так, по сравнению с августом прошлого года доля таких вагонов в общей структуре реализации упала с 96% до 74%. Об этом говорится в экспертном обзоре НПК ОВК, основанном на дынных издания "Рынок подвижного состава", передает Металлоснабжение и сбыт.
Снижение реализации подвижного состава на тележках 18-100 произошло под влиянием ряда факторов. В частности, вагоностроительные заводы Украины в 4 раза сократили объемы реализации (5,0 тыс. ед. за январь-август 2014 года против 18,7 тыс. ед. за аналогичный период 2013 года). Вместе с тем, несмотря на то, что российские производственные мощности загружены всего на 65%, вагоностроители РФ реализовали только на 6,5% вагонов больше программы прошлого года. Это свидетельствует о том, что российские заводы практически полностью обеспечивают внутренний спрос.
Спрос на полувагоны по-прежнему стабилен, но изменения коснулись его структуры. Инновационные полувагоны постепенно вытесняют с рынка полувагоны на тележке 18-100. Так, в августе 2014 года (относительно аналогичного периода прошлого года) доля инновационных полувагонов (произведенных на ТВСЗ, УВЗ, РВРЗ, НКВЗ) выросла с 5% до 32% в структуре реализации полувагонов заводами СНГ.
Рост спроса на инновационный подвижной состав определен экономическими преимуществами их эксплуатации: тарифная стоимость перевозки тонны груза в инновационных вагонах в среднем на 10-15% ниже, чем в вагонах на тележке 18-100.
Летом 2014 года сезонно снизилась реализация цистерн как российскими, так и украинскими заводами: в августе 2014 года реализация цистерн для СНП сократилась вдвое в сравнении с показателями августа 2013 года, а цистерн для СУГ - в пять раз. Ожидается восстановление спроса на цистерны в конце 2014 года в связи с ростом грузопотока.
Рост перевозок лесных грузов с января по август 2014 года увеличил спрос на лесовозные платформы в 4 раза: с 0,4 тыс. платформ (2013) до 1,5 тыс. ед. (2014).
Несмотря на некоторое оживление в отрасли, в частности в секторе полувагонов, в августе рыночная ставка аренды находилась ниже минимального уровня, позволяющего обеспечивать сервисное обслуживание подвижного состава. Это привело к росту неисправного парка на сети. В августе 2014 года парк полувагонов на сети РЖД составил 558 тыс. ед., из которых только 498 тыс. было задействовано в перевозочном процессе. Простаивающий парк полувагонов РФ - около 60 тыс. ед., из них 48 тыс. ед. выведено из перевозочного процесса, в частности потому, что собственники вагонов не могли направить подвижной состав на плановый ремонт из-за проблем финансового характера. Этот показатель увеличился вдвое за последний год - в августе прошлого года он составлял 24 тыс. вагонов.