С 25 декабря 2013 года РЖД приостановила погрузку грузовых вагонов, собственниками которых являются железные дороги стран СНГ и Балтии. Из телеграммы, направленной всем филиалам и железным дорогам, следует, что прибывшим из соседних стран вагонам разрешается только выгружать товар, после чего их порожняком возвращают владельцам. Об этом пишет Коммерсантъ-Украина.
Как говорится с телеграмме, такой мерой РЖД планирует уменьшить платежи за пользование инвентарным парком стран СНГ и Балтии, при этом пояснили, что "запрет временный и связан с падением погрузки в период новогодних праздников".
Практика взаимной платы за нахождение иностранного вагона на территории чужого государства была принята советом глав железнодорожных администраций стран СНГ и Балтии после распада СССР, и она была выгодна РЖД до тех пор, пока у компании были свои вагоны, объясняет Владимир Савчук из российского Института проблем естественных монополий.
По его подсчетам, в 2002-2003 годах ежегодно начисляемые в адрес РЖД платежи составляли около 180 млн долларов, и, как правило, компания проводила их по взаиморасчетам. Однако сейчас у РЖД осталось всего лишь 37 тыс. вагонов, а около 380 тыс. переданы Первой грузовой компании (настоящий владелец - UCLH) и Федеральной грузовой компании ("дочка" РЖД).
Сейчас, после изменения структуры собственности, объем платежей со стороны монополии железным дорогам стран СНГ и Балтии исчисляется 90-120 млн долларов, считает Савчук. При этом, чем дольше вагон находится на иностранной территории, тем больше приходится платить. Текущий объем обратной погрузки в вагонах стран СНГ и Балтии он оценивает в 40-42 млн тонн (2% от всей погрузки РЖД). В свою очередь глава "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что запрет РЖД не принесет эффекта для компании: обратная погрузка в "чужие" вагоны уже почти изжила себя.
Телеграмма РЖД вызвала негативную реакцию в соседних государствах. По словам источника Минтранском Беларуси предложил ЕЭК рассмотреть этот вопрос на заседании подкомитета в январе. Позиция "Укрзализныци" пока неизвестна. По мнению директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, объем грузовых перевозок в РФ снижается, и не исключено, что российская сторона принимает данные меры для защиты интересов местных транспортных компаний.