России снова угрожает кризис железнодорожных перевозок. РЖД с 6 апреля начало остановку 10% подвижного состава в стране - около 100 тыс. грузовых вагонов с комплектующими Кременчугского сталелитейного завода и "Алтайвагона". В первую очередь проблемы могут возникнуть у угольщиков, пишет Коммерсантъ.

По данным издания, запрет коснулся целого ряда крупных операторов, среди которых Первая грузовая компания, "Нефтетранссервис", Rail Garant, СУЭК (логистический дивизион), "Трансойл".

В РЖД уточнили, что только в 2013 году было пять случаев излома боковых рам "Алтайвагона" и десять - Кременчугского завода. "Мы неоднократно обращали внимание на потенциальную угрозу при дальнейшей эксплуатации продукции именно этих производителей", - сообщили в монополии.

На рынке решение РЖД вызвало реакцию, близкую к панике. В некоммерческом партнерстве СОЖТ (объединяет крупнейших операторов) говорят, что под запрет подпадает около 100 тыс. грузовых вагонов (примерно 10% парка). По данным Коммерсантъ, около 50 тыс. из них - полувагоны; и еще несколько десятков тысяч цистерн.

Мощности вагоноремонтных предприятий не позволят оперативно заменить литье на таком количестве подвижного состава, поясняют в НП СОЖТ, на рынке отсутствует необходимое количество качественного литья, а его дефицит приведет к необоснованному спекулятивному росту стоимости литья и расходов владельцев вагонов. Одновременно остановленные вагоны занимают инфраструктуру, осложняя движение.

Операторы намерены потребовать сформировать пономерной список вагонов, которые реально могут представлять опасность, а остальной подвижной состав снова допустить к перевозкам. "Минтранс должен принять решение в считаные дни, вагоны отставляются быстро, - говорит один из участников рынка. - Если совещания затянутся на неделю и все 100 тыс. вагонов отставят, на сети начнутся коллапс и перераспределение грузовой базы между операторами".

Источники газеты говорят, что Минтранс уже провел срочные консультации с РЖД и сегодня меры могут быть смягчены. "Планируется сузить круг потенциально опасных вагонов примерно до 28 тыс. - с литьем "Алтайвагона", произведенным в феврале, апреле и июне 2010 года, а также с боковыми рамами Кременчуга, выпущенными в 2010 году", - уточнил источник в РЖД. Оба завода должны будут согласовать с операторами график замены литья и "порядок возмещения затрат".