Президент РЖД Владимир Якунин предложил создать единый государственный орган, координирующий транспортную политику, полномочия которого распространялись бы и на трубопроводный транспорт. Сейчас трубопроводы курирует Минэнерго, а другие виды транспорта - Минтранс, пишет Коммерсантъ.
По словам Якунина, это позволит скоординировать расходы государства на развитие транспортной инфраструктуры. Он привел в пример нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), строительство которого, по его оценкам, создает 300 рабочих мест, тогда как железнодорожный транспорт - 7 тыс. мест. По данным Коммерсантъ, именно реализация проекта ВСТО, против которого всегда выступало РЖД, и послужила реальной причиной такой инициативы.
По словам источника, близкого к РЖД, сейчас монополия не хочет потерять хотя бы около 8 млн тонн грузов, которые перевозятся по железной дороге от нефтеперевалочного комплекса в Уяре (Красноярский край) на подконтрольный "Роснефти" Комсомольский НПЗ в Хабаровском крае. К декабрю 2017 года к НПЗ должен быть построен отвод от ВСТО и необходимость в железной дороге отпадет. По словам источника, РЖД неоднократно пыталась отговорить "Роснефть" от строительства, предлагая скидку с железнодорожного тарифа, но безуспешно.
Уже осенью этого года РЖД потеряет маршрут от Уяра до Хабаровского НПЗ Независимой нефтегазовой компании - также из-за подключения завода к отводу от ВСТО. По оценкам главы совета директоров "Нефтетранссервиса" Андрея Шаронова, потери монополии от этого составят 18 млрд рублей (327 млн долларов) в год.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров посчитал, что прекращение перевозок в направлении Комсомольского НПЗ обойдется РЖД минимум в 35 млрд рублей (636 млн долларов) в год. Еще около 10,5 млрд рублей (191 млн долларов) могут лишиться железнодорожные операторы.