Доля РЖД на рынке грузоперевозок в России к 2030 году сократится до 83% с нынешних 85%, а автотранспорта - увеличится до 11%. Об этом говорится в стратегии развития РЖД до 2030 года, пишут Ведомости.
РЖД теряет высокодоходные грузы: нефть и нефтепродукты переключаются на трубопроводный транспорт, а контейнеры, стройматериалы, лес и другие - на автотранспорт, следует из документа. "Перераспределение высокодоходных грузов между видами транспорта повлечет снижение рентабельности основной деятельности РЖД", - отмечает монополия.
По оценке гендиректора агентства "Infoline-аналитика" Михаила Бурмистрова, ежегодно РЖД может терять 2-3% от общего числа перевозимых по железной дороге грузов в пользу других секторов транспорта.
В 2013 году погрузка на РЖД была 1,37 млрд тонн, при этом перевозка нефти и нефтепродуктов по железной дороге сократилась на 3,1% до 250,3 млн тонн.
В своем финотчете РЖД признает, что автотранспорт все более активно принимает участие в доставке на дальние расстояния мелких партий высокодоходных и скоропортящихся грузов. РЖД объясняет такую тенденцию меньшей по сравнению с железной дорогой финансовой нагрузкой - монополия за свой счет развивает пути общего пользования, а автоперевозчики - нет, за них дороги строит государство. Кроме того, тарифы на автоперевозку не регулируются, отмечает представитель РЖД.
Однако уступать автотранспорту железнодорожная компания не намерена. Она планирует внедрить услугу перевозок "от двери до двери" (сейчас это конкурентное преимущество автоперевозчиков). В стратегии РЖД указано, что на эти цели будет потрачено 1,7 трлн рублей (35,9 млрд долларов) до 2030 года.