Несмотря на все попытки сэкономить, РЖД не смогла в 2013 году снизить себестоимость. Она выросла на 1,5% до 1,31 трлн рублей (36,7 млрд долларов), следует из бухгалтерского отчета монополии по российским стандартам бухгалтерского учета за прошлый год, пишут Ведомости.
Монополия в прошлом году сократила издержки на 98,8 млрд рублей (2,8 млрд долларов), но себестоимость все равно выросла. Компания экономила за счет оптимизации технологических процессов (оптимизация плеч обслуживания локомотивов, совершенствование графика движения поездов и др.), роста внутренней эффективности деятельности, снижения закупочных цен.
Основная причина роста себестоимости - увеличение числа порожних рейсов, рост экспортных перевозок угля (один из самых дешевых грузов) и сокращение доли высококачественных грузов, объясняет гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. В 2013 году грузооборот с учетом порожнего пробега вырос на 1,1% до 2,81 млрд тонно0километров, а погрузка упала на 2,8% до 1,23 млрд тонн. Перевозки угля увеличились на 1% до 310 млн тонн по сравнению с 2012 годом. В итоге прибыль РЖД от грузовых перевозок снизилась на 15,7% до 60,6 млрд рублей (1,7 млрд долларов).
Выручка РЖД за 2013 год выросла на 0,7% до 1,37 трлн рублей (38,4 млрд долларов), а чистая прибыль сократилась в 19 раз до 740 млн рублей (20,7 млн долларов).