РЖД планирует повысить тарифы на перевозку угля из Кузбасса в направлении портов Дальнего Востока на 13%. Компания хочет воспользоваться своим правом повышать или понижать цены на перевозку грузов по отдельным маршрутам. Об этом сообщают Ведомости со ссылкой на два источника, близких к монополии и Федеральной службе по тарифам (ФСТ).
В прошлом году ФСТ разрешила РЖД самостоятельно повышать или понижать на 13% тарифы на определенных направлениях. Это позволяло помочь монополии справиться с дефицитом финансирования проектов расширения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры. Снижать тариф РЖД могла, если грузоотправитель инвестировал в развитие путей, повышать - если вкладывать будет сама РЖД.
Пока РЖД в основном давала грузоотправителям скидку. С 1 июня НЛМК Владимира Лисина получил такую скидку в 11,8% на экспортные перевозки черных металлов к портам Юга и Северо-Запада. "Новатэк" получил скидку в 8,3% на перевозку грузов по ряду маршрутов.
По подсчетам агентства "Infoline-аналитика", РЖД сможет заработать на дополнительной индексации еще максимум 3 млрд рублей (всего доход от перевозки угля на Дальний Восток с учетом 13%-ного повышения - около 30 млрд рублей). Аналитик Raiffеisenbank Константин Юминов считает, что это убьет экономику угольных перевозок в Азию, так как доля транспортировки в стоимости угля в составляет 50%.
Угольные компании против инициативы РЖД. От индексации тарифа они потеряют в доходах 20-30%, на столько же они будут вынуждены сократить объемы добычи и транспортировки, полагает топ-менеджер крупной угольной компании.