Россию ожидает "ледокольная пауза". Об этом Морским вестям заявил Владимир Арутюнян, начальник управления эксплуатации флота ФГУП "Атомфлот".
"К 2030-2035 году ожидается серьезное осложнение ледовой обстановки в зоне Арктики. Оно связано с цикличностью климата, - сказал представитель "Росатомфлота". - Потребность в ледоколах возрастет, но в наличии у нас из них будет только четыре. Это самый новый из серии "Арктика", "50 лет Победы", который введен в строй в 2007 году, и три ледокола проекта ЛК-60, строительство которых сейчас начинается".
Вместе с тем, он отметил, что этого количества совершенно недостаточно, чтобы поддерживать нормальное судоходство в Арктическом бассейне. "Серьезные ледокольные силы будут нужны только для того, чтобы обслуживать арктические проекты российских сырьевых компаний, таких как НОВАТЭК или "Газпромнефть", которые приступают к освоению Январского и Новопортовского месторождений. На наших сегодняшних партнеров уйдут все ледокольные мощности, и на транзит по трассе Северного морского пути ледоколов может просто не остаться", - сетует Арутюнян.
По его словам, использование дизель-электрических ледоколов не решает проблемы, так как они не могут составить конкуренцию атомоходам по причине недостаточной автономности. "Главное - уникальная автономность. У дизельных ледоколов на такой длинной трассе как Севморпуть, неизбежно возникнут сложности с обслуживанием и бункеровкой".
Но ситуация может оказаться еще хуже, поскольку сегодня возникают серьезные сложности с финансированием строительства трех новых атомных ледоколов. Так, планируется, что строительство первого ЛК-60 с 2015 года будет осуществляться через государственно-частное партнерство. Однако, стоимость ледокола - около 1 млрд долларов, это очень дорого для бизнеса. На два других судна из бюджета предусмотрены порядка одной пятой от стоимости.
"Мы уже опаздываем к 2030-2035 году, учитывая тот объем транзита, который ожидается. Это большая проблема для нашей страны. Обладая всего 3-4 ледоколами, мы остановим процесс судоходства в Арктике, нужно уже сегодня решать проблему нехватки ледоколов", - заключил эксперт.