Федеральная служба безопасности (ФСБ) России может получить право проведения оперативно-розыскных мероприятий на выявление реальных собственников аэропортов, железнодорожных вокзалов, морских и речных портов. Такое предложение содержится в разработанном Минэкономразвития законопроекте, передают Ведомости со ссылкой на ИТАР-ТАСС.
Документ вводит требования по обязательному раскрытию информации как на текущей основе, так и по отдельным запросам. Отказ от раскрытия владельцев предусматривает санкцию в виде ограничения акционера в праве голоса на общем собрании акционеров. Но требование о раскрытии информации будет распространяться на собственников более 1% акций таких предприятий.
Претензии по структуре владения возникли у российских властей к единственному полностью частному аэропорту Москвы - Домодедово - в январе 2011 года. Генпрокуратура установила, что управление аэропортовым комплексом осуществляется иностранными компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах. Счетная палата РФ сообщила, что владелец Домодедово - кипрский офшор Hacienda Investments Limited. Но Генпрокуратура так и не смогла установить владельцев аэропорта.
В мае 2011 года владельцем Домодедово был назван председатель совета директоров аэропорта Дмитрий Каменщик. Тогда головная структура Домодедово - DME Limited (зарегистрирована на острове Мэн, ей принадлежат терминалы, земля вокруг аэропорта и сопредельные бизнесы) - заявила о планах по выходу на IPO. Каменщик был назван 100%-ным бенефициаром DME Limited, владеющей и управляющей Домодедово. Но IPO было отменено, Каменщик заявил, что он всего лишь наемный менеджер. В феврале 2012 года DME была закрыта, а активы переведены в кипрский офшор Verulia.
В июле президент России Владимир Путин заявил, что все участники проектов по развитию Московского авиационного узла должны быть зарегистрированы в российской юрисдикции.