Некоммерческое партнерство "Русская сталь" недовольно проектом нового договора о ж/д перевозках грузов, которое предлагает подписать ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), передает Интерфакс-Украина.
Согласно сообщению металлургического объединения, типовую форму документа среди российских грузоотправителей с марта распространяет центр фирменного транспортного обслуживания РЖД. Договор на перевозку фиксирует объемы, направления и сроки.
"К рассмотрению предлагались два варианта проекта - с ответственностью клиента и без ответственности. По мнению партнерства, оба направлены не столько на обеспечение гарантированного вывоза грузов со стороны РЖД, сколько на гарантированное предъявление грузов со стороны грузоотправителя", - отмечает "Русская сталь", добавляя, что положения проекта "во многом подменяют требования, устанавливаемые уставом железнодорожного транспорта и правилами ж/д перевозок".
В частности, договор обязывает клиента предъявлять к перевозке грузы не только в объемах, согласованных сторонами, но и с соблюдением направлений и сроков. Кроме того, проект подразумевает предоставление информации на следующий календарный год в срок не позднее 30 ноября предшествующего года. "Таким образом, фактическая глубина детального планирования объемов составит не менее 13 месяцев. В условиях нестабильности внутреннего и внешнего рынков отечественные предприятия не должны принимать на себя (такие) обязательства", - считает "Русская сталь".
"Несмотря на то, что клиент несет ответственность за соблюдение объемов перевозок, включая сроки, на РЖД ответственность по срокам (транспортировки) не налагается", - также недоумевает партнерство. Одновременно договор фиксирует возможность монополии заявить о своих проблемах (которые в дальнейшем должны "решаться совместно"), тогда как для грузоотправителя такая опция не предусмотрена. "Введение ограничений и запрещений погрузки будет носить со стороны РЖД фактически односторонний характер, и монополист не будет согласовывать их введение с клиентом", - отмечает ассоциация.
Также предлагаются и более ранние сроки уведомления о намечающихся отклонениях от согласованного графика. Более того, предусматриваемый в договоре ежедневный мониторинг не учитывает календарной составляющей в отгрузках, в результате чего у клиента ежесуточно будут возникать отклонения от объема погрузки по тем или иным направлениям и, соответственно, вырастут финансовые риски, считает партнерство.
При этом, по его мнению, проект документа "с ответственностью" расплывчато определяет, в каких разрезах будет рассчитываться отклонение - в месячном или посуточном. Нечетко прописаны в нем и "размеры снижения финансовой ответственности" клиента в случае заблаговременного информирования РЖД о корректировках ("это фактически означает, что во многих случаях информирование производится до момента подачи заявок", подчеркивает "Русская сталь").
"Подписание договоров "без ответственности" не гарантирует в дальнейшем закрепление ответственности клиентов какими-либо нормативными правовыми актами, проекты которых РЖД могут попытаться провести через Минтранс, либо через правительство РФ", - также отмечает партнерство.
"Русская сталь" создана в 2001 году крупнейшими металлургическими компаниями РФ для координации усилий по защите своих интересов. Члены партнерства производят 96% российского чугуна и около 90% стали и российского проката, а также значительную долю сырья для металлургической промышленности. Президентом объединения является основной владелец ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" Владимир Лисин. В наблюдательный совет партнерства также входят предприниматели Алексей Мордашов, Дмитрий Пумпянский, Александр Абрамов, Игорь Зюзин, Виктор Рашников и Алишер Усманов, владеющие активами в металлургической отрасли.