Согласно проекту федерального бюджета России на 2014-2016 годы государство готово оказывать поддержку покупателям инновационных вагонов. При этом собственники подвижного состава должны будут располагать свидетельством об утилизации своего старого парка с истекшим сроком службы. Об этом сообщает Агентство транспортных новостей.

На программу утилизации вагонов в госбюджете на 2014 год заложено 2,6 млрд рублей (80,5 млн долларов). Параметры ее готовились некоммерческим партнерством "Объединение вагоностроителей" совместно с представителями Министерства промышленности и торговли.

Как пояснил вице-президент "Объединения вагоностроителей" Василий Варёнов, речь идет о механизме утилизационного сбора вагонов с истекшим сроком службы по аналогии с автомобильным. Схема такова: владелец устаревшего вагона может сдать его в уполномоченные компании, собирающие металлолом, и получить за это некий сертификат, который в дальнейшем позволит ему купить у производителя новый вагон со скидкой от рыночной цены. После этого государство возмещает продавцу разницу между этой ценой и суммой, за которую вагон ушел к покупателю.

Согласно недавнему заявлению главы Минпромторга Дениса Мантурова, проект программы предусматривает утилизационные премии в размере 300-400 тыс. рублей за вагон (9,3-12,4 тыс. долларов). Он добавил, что программа разработана не под существующий модельный ряд вагонов, а именно под инновационный подвижной состав: с повышенной нагрузкой на ось (не менее 25 тонн), с использованием новых технологий, новых материалов.

По мнению заместителя гендиректора - директора по логистике ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" (СУЭК) Дениса Илатовского, меры стимулирования продаж инновационных вагонов, предлагаемые Минпромторгом, "понятны, приемлемы, но недостаточны". Сама СУЭК является первым крупным покупателем инновационных вагонов в стране. В начале сентября этого года она подписала с Объединенной Вагонной Компанией - куда входит Тихвинский вагоностроительный завод - пятилетний договор лизинга 6 тыс. вагонов.

Некоторые эксперты считают, что доплата за списание старого вагона порядка 300 тыс. рублей при цене инновационного в размере около 2 млн (62 тыс. долларов) не будет стимулировать участие владельцев подвижного состава в утилизации. Примерно такую же сумму можно выручить, сдав старый вагон в металлолом обычным способом - без процедур получения сертификата. К тому же, ссылаясь на аналогичную автомобильную программу, они напоминают, что машин на обмен не хватало, и людям приходилось ждать их месяцами. Не исключена такая же ситуация и с вагонами.

Отметим, что зимой текущего года в России запрещали эксплуатацию американских инновационных вагонов с тележкой компании Amsted Rail.