Rolls-Royce считает, что уже в следующем десятилетии может быть начато использование автоматически управляемых морских грузовых кораблей. Британская компания, которая является одним из крупнейших в мире поставщиков оборудования для судостроения, призывает к переходу отрасли на использование автоматизированных систем судовождения и предлагает начать широкое публичное обсуждение этой темы. Об этом сообщают Ведомости со ссылкой на Financial Times.

"Идея автоматического управления кораблями не нова, она существует уже несколько десятков лет. Но именно сейчас она становится реальностью", - говорит Оскар Левандер, руководитель отдела инноваций подразделения судостроительного инжиниринга Rolls-Royce.

Хотя такие автоматизированные корабли смогут пересекать океаны лишь через несколько десятилетий, управляемые компьютером суда могут начать функционировать на локальных морских маршрутах, например, в прибрежных водах США или между странами Евросоюза, уже скоро, говорит Левандер. Если, конечно, регуляторы будут готовы дать на это разрешение.

Эксперт считает, что основным препятствием для реализации инициативы является запутанность международных правил мореходства. На то, чтобы их поменять, потребуется не один десяток лет. Без устранения этого препятствия у индустрии не будет достаточно мотивации для разработки и создания кораблей-роботов. "В области технологий мы способны реализовать эти планы быстрее, чем в вопросе изменения регулирования отрасли", - отметил Левандер.

Он считает, что сейчас самое время начать дискуссию на эту тему. Воображение людей разогрето ожиданиями, сформированными после приобретения компанией Google поставщика роботов для военных целей, а также ее проекта по разработке автомобиля без водителя. Свою лепту вносит и обещание основателя Amazon Джеффа Безоса уже в ближайшие пять лет начать использовать самолеты-беспилотники для доставки заказов клиентам.

Помимо выгоды, которую компании смогут извлечь, сократив расходы на оплату команды, использование автоматизированных кораблей несет в себе и другие преимущества: потенциально они будут легче обычных и предоставят больше пространства для грузов, так как их разработчики могут позволить себе отказаться от мостика и системы жизнеобеспечения и спасения экипажа.

Генеральный секретарь Международной палаты судоходства Питер Хинчклифф встречает заявление Rolls-Royce скептично. "Мне не очень нравится эта идея, и я думаю, до ее практической реализации еще очень далеко", - отметил он.

Тем не менее Еврокомиссия уже финансирует независимое исследование по изучению возможности управлять обычным кораблем без команды в открытом море. Проект Munin представляет собой судно, управляемое автоматически до подхода к порту, где на его борт должна подняться команда, которая и подведет его к причалу.