Расширение Панамского канала станет крупнейшим событием логистической отрасли в 2016 году. Реализация проекта стоимостью 5 млрд долларов обещает радикально обновить логистический ландшафт и внести значительные изменения в формулу расчета стоимости доставки, лежащую в основе решений, принимаемых грузовладельцами. Это следует из отчета СН Robinson (How the Panama Canal Expansion Is Redrawing the Logistics Map), передает ТАСС.
Согласно исследованию, в результате расширения Панамского канала с портов Западного побережья на порты Восточного побережья к 2020 году может быть переориентировано до 10% совокупного объема контейнерных перевозок между Восточной Азией и США.
Если проценты перевести в объемы, то речь идет о переориентации значительного грузопотока, сопоставимого с грузооборотом порта, в два раза превышающего порты Саванна или Чарльстон. И это явление будет иметь глубокие последствия: темпы роста грузооборота крупных портов на западном побережье замедлятся, изменится конкурентное равновесие между портами западного и восточного побережья. При этом изменение распределения объемов между основными сегментами рынка не приведет к снижению фактических объемов контейнерной перевалки портами Западного побережья, который к 2020 году будет превышать сегодняшний, основываясь на прогнозах роста объемов контейнерного импорта из Юго-Восточной Азии.
Таким образом, грузооборот всех портов будет расти, но доли рынка будут перераспределяться. В частности, рост грузооборота портового комплекса Лос-Анджелес/Лонг-Бич прогнозируется на уровне 5-10% в год в период до 2020 года, по сравнению с прогнозными двузначными темпами роста в некоторых портах Восточного побережья.
Порты Западного побережья в настоящее время обслуживают две трети контейнеров, прибывающих в США из стран Юго-Восточной Азии. Значительная часть этого объема в дальнейшем доставляется на Восток по железной дороге или автотранспортом. Соответственно, с появлением возможности прохода крупных судов класса Post-Panamax через Панамский канал, маршруты доставки могут значительно поменяться. Переориентация грузопотоков в первую очередь будет оказывать влияние на процесс принятия инвестиционных решений и, потенциально, - на процесс реформирования сети распределительных центров.
Для многих направлений маршрут доставки через порты Западного побережья будет оставаться самым быстрым, но не обязательно самым дешевым. Для чувствительных к цене доставки грузов, то есть грузов, в конечной цене которых значительная доля приходится на транспортные расходы, маршруты доставки через порты Восточного побережья до пунктов назначения внутри страны будут становиться более привлекательными.