Проект Rail Baltica в первые 10-20 лет после сдачи в эксплуатацию не сможет себя окупить, сообщил в интервью агентству BNS президент латвийской железнодорожной компании Latvijas dzelzcels (LDz) Угис Магонис, передает РЖД-Партнер.

"Средства на этот проект предусмотрены, отказываться от них не следует, это поможет нам экономически. Сами мы тоже будем строить эту линию, что компенсирует вложенное Латвией софинансирование. Проблема в том, кто затем будет использовать Rail Baltica, на каких условиях, и, самое главное, - какими будут затраты на содержание. Не вижу, что этот проект может сам себя окупить. По крайней мере, в первые 10-20 лет", - отметил Магонис.

По его словам, это означает, что государству придется содержать данный проект. "Риск связан с количеством потенциальных пассажиров, да и прогнозы привлечения грузов сейчас слишком оптимистичны. В нынешней экономической и законодательной ситуации это нереализуемо. Если фурам запретят ездить по автодорогам, то часть грузов переместится на железную дорогу. Но в нынешней ситуации этого не произойдет. Могу вновь подчеркнуть - были бы грузы, а их перегрузка на путь с другой шириной колеи на литовско-польской границе не станет препятствием, финансово это не очень дорого. Например, Китай шлет свои товары в Германию, в пути их перегружают дважды, и это не является препятствием. Знаю людей, которые ранее старались подобный коридор Rail Baltica организовать, но не было грузов. Нынешняя линия будет не лучше", - считает Магонис.

Он подчеркнул, что Латвия в этом проекте будет транзитной страной, без добавочной стоимости. "Например, если Эстония еще заработает на портовых услугах, поскольку там эти грузы собираются, то у нас такого преимущества не будет. Грузы, направляемые в латвийские порты, совершенно определенно не станут клиентами Rail Baltica. Если кто-то захочет доставить товар в Финляндию или из нее, то он, совершенно точно, не будет делать это через Рижский порт, чтобы далее посылать его по железной дороге - он сразу направится в Финляндию. Рынком для наших портов являются грузы, перевозимые по западно-восточному коридору. В случае Rail Baltica большинство грузов просто будет пересекать территорию Латвии, и нам будет оставаться только плата за использование рельсов. Поэтому в связи с этим проектом мы скорее можем говорить только об удобстве, которое принесет использование скорых поездов. Но нужно понимать, что операторы и тут будут считать издержки и количество потенциальных пользователей", - добавил глава LDz.